Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Тревожность — не болезнь, а эмоциональное состояние негативного характера. Беспокойство могут испытывать даже самые маленькие дети, например, младенцы, у которых оно проявляется в плаксивости, нарушении сна и аппетита. У подросшего ребёнка становится более сложными строение нервной системы, а значит, тревожные состояния будут усложняться. Если не обращать внимания на тревожность у детей дошкольного возраста, родители могут столкнуться с трудностями, когда ребёнок пойдёт в школу. Читайте о том, как диагностировать тревожность у дошкольников, преодолевать её и использовать профилактические мероприятия.

Содержание Свернуть

Диагностика для дошкольников на выявление тревожности

Методика позволяет определить уровень тревожности ребенка. Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5×11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.

Проведение исследования : Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Инструкция

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Читайте так же:
Книги с методиками диагностики тревожности

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Образец протокола

Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата: 10.11.96 г.

РисунокВысказываниеВыбор
Веселое лицоПечальное лицо
1. Игра с младшими детьмиЕму надоело играть+
2. Ребенок и мать с младенцемГуляет с мамой, люблю гулять с мамой+
3. Объект агрессииХочется ударить его стулом.
У него грустное лицо
+
4. ОдеваниеОн пойдет гулять. Надо одеваться+
5. Игра со старшими детьмиПотому что у него дети+
6. Укладывание спать в одиночествеЯ всегда беру спать игрушку+
7. УмываниеПотому что он умывается+
8. ВыговорМама хочет уйти от него+
9. ИгнорированиеПотому что тут малыш+
10. АгрессивностьПотому что кто-то отбирает игрушку+
11. Собирание игрушекМама заставляет его, а он не хочет+
12. ИзоляцияОни не хотят играть с ним+
13. Ребенок с родителямиМама и папа гуляют с ним+
14. Еда в одиночествеПьет молоко, и я люблю нить молоко+

Анализ результатов:

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборовх100%
14
    а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
    б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
    в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок — взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Читайте так же:
Кровать для больных деменцией

Как выявляют тревожность в школе

Популярная методика определения тревожности у детей, которые обучаются в школе, построена на вопросах. Дети отвечают на них односложными «Да» (+) и «Нет» (–), затем психолог подсчитывает количество плюсов и минусов.

Тест очень обширный и насчитывает более 50 вопросов, самой разной направленности: здесь важно понять, насколько ребенку комфортно с коллективом, трудно ли ему делать домашние, контрольные задания, боится ли он выглядеть нелепо.

Тревожности у детей

Среди вопросов теста присутствуют следующие:

  1. Насколько трудно держаться на одном уровне с одноклассниками?
  2. Есть ли волнение перед проверкой домашнего задания?
  3. Снится ли разозленный учитель по причине несделанного урока?
  4. Приходилось ли терпеть побои от одноклассников?
  5. Есть ли желание, чтобы учитель рассказывал новый материал более медленно и обстоятельно?
  6. Есть ли боязнь отвечать из страха, боязнь сказать глупость?
  7. Случается ли слышать насмешки от одноклассников?
  8. Есть ли боязнь принести домой двойки или тройки?
  9. Присутствует ли иногда ощущение одиночества в своем классе, чувство, что никто не разделяет интересов?
  10. Правда ли, что все одноклассники – друзья.

Вопросы теста строятся так, что смысл повторяется, но каждый раз они построены иначе, имеют разную эмоциональную окраску. Психолог варьирует подход, таким образом, стараясь выяснить истинные причины тревожности у детей.

Большой труд – грамотно обработать данные. Здесь крайне важна трактовка вопросов. Там, где ребенок отвечает «нет» (а в ключе указан положительный ответ), результат может быть воспринят как проявление внутреннего состояния тревоги (см. Аутизм у детей). Далее высчитывается общее количество: если число несовпадений больше 50%, специалист делает вывод о наличии повышенной тревожности, необходимости искать метод коррекции тревожности у подростков и детей младшего школьного возраста.

Любопытно! Тревожность у первоклассников, подростков всегда на особом контроле у психологов. В первом случае речь идет о том, насколько ребенок морально и интеллектуально созрел для работы в школе, к чему он проявляет склонности, что ему наиболее интересно. Подростковый возраст считается самым уязвимым. Именно в этот период школьник может потерять интерес к учебе, любые ориентиры в жизни, бросить посещать занятия.

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.

Читайте так же:
Когнитивный тренинг при деменции

Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:

  • нормальное или пониженное настроение;
  • тревожность;
  • страх;
  • удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определённой социальной среде, новой или привычной;
  • позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).

Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:

  • паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;
  • 8 вагончиков разного цвета;
  • белый фон — лист бумаги, картон или ткань.

выявление тревожности у дошкольников

Инструкция по применению методики «Паровозик»:

  1. На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.
  2. Ребёнку предлагают присмотреться к картинкам.
  3. Он должен построить поезд, разложив вагончики в определённой последовательности.
  4. Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.
  5. Первый после паровоза — самый красивый вагон.
  6. Второй — самый красивый из оставшихся и т. д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.
  7. При выборе важно следить, чтобы ребёнок удерживал в поле зрения все картинки.
  8. Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребёнок не путался с уже выбранными.

В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка.

Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.

Шкала определения количества баллов:

Коли-чество балловЦвет первого вагончика после паровозаВторой вагонТретий вагонШестой вагонСедьмой вагонВосьмой вагон
1ФиолетовыйКоричневый, серый, чёрныйЗелёный, жёлтый, красный
2ФиолетовыйСерый, чёрный, коричневыйЖёлтый, зелёный, красныйСиний
3Чёрный, серый, коричневыйСинийЖёлтый, красный, зелёный

На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.

выявление тревожности у дошкольников

Количество балловУровень состояния
Меньше 3ППС
от 4 до 6Низкое НПС
от 7 до 9Среднее НПС
Больше 9Высокое НПС

Метод «Паровозик» может применяться для оценки климата в группе. Для этого игра проводится с каждым ребёнком. Подсчитываются индивидуальные баллы каждого ребёнка, оценивается его состояние.

Читайте так же:
Экспресс диагностика тревожности у взрослых

При оценке групп состояние ребёнка переводится в баллы:

СостояниеБаллы
НПС высокой степени1
НПС средней степени2
НПС низкой степени3
ППС4

Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.

выявление тревожности у дошкольников

Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%

Оценка группового психологического состояния:

69% и болееППС высокой степени
43—68%Средний уровень ППС
25—42%Незначительная ППС
0—4%НПС начальной степени
— 24 до — 1%НПС средней степени
— 25% и нижеНПС сильной степени

Методика «Паровозик» — эффективна и востребована из-за простоты и понятности.

Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.

Не зря существует выражение «видит в розовых красках». Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках. Малыши не являются исключением.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector