Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша

Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша

Рогов Е.И. своей книге «Настольная книга практического психолога» описывает интересную методику на определение уровня тревожности у школьников (8-10 классы). Методика «Шкала тревожности» может пригодится педагогам-психологам в общеобразовательных учреждениях, она проста в исполнении и интерпретации, не требует много времени на проведение.

Методика содержит 3 субшкалы, определяющих соответственно тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную) и с отношением к себе (самооценочную). Подходит для групповой диагностики. Содержит 30 вопросов, на выполнение методики потребуется 15-25 мин.

Чем раньше, тем успешнее. Как диагностика раннего развития ребенка поможет ему избежать проблем в будущем

Фото: Alexandr Podvalny/ Pexels

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие основных структур мозга ребенка. Это оптимальный период для овладения определенными навыками и усвоения знаний. Первые три года жизни человека важны еще и потому, что именно в это время закладываются фундаментальные личностные образования, такие как доверие к людям, интерес к окружающему миру и самооценка.

Ребенок развивается быстро, кризисы сменяются относительно спокойными периодами. За стремительными изменениями легко не заметить появление отклонений в его поведении или состоянии. Но проблемы, которые в детстве кажутся незначительными, могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. И если с помощью диагностики выявить отклонение в развитии на ранних этапах, коррекция будет эффективнее.

Каких проблем можно избежать при своевременной диагностике

  • Диагностика нарушений речи помогает в дальнейшем избежать проблем в общении со сверстниками и взрослыми, с обучением чтению и письму.
  • Исследование моторных навыков предотвращает возможные нарушения пространственной ориентации, которая, в свою очередь, важна при изучении математических основ в саду и школе.
  • Ранняя диагностика и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников повышает шансы на то, что в будущем ребенок не будет вовлечен в асоциальное поведение и избежит проблем в общении со сверстниками.
  • Диагностика произвольности внимания и своевременная коррекция выявленных проблем позволит ребенку легко освоиться за партой, слышать задания и с удовольствием их выполнять. Это повышает шансы стать успешным учеником и без напряжения усваивать школьную программу.
Читайте так же:
Нейролептики при лечении старческой деменции

Диагностика в государственных и частных детских садах

Диагностика раннего развития помогает оценить вектор, по которому развивается ребенок, и выбрать верный педагогический подход. В идеале диагностику должны проводить специалисты: психологи, дефектологи, логопеды и нейропсихологи.

К сожалению, сегодня в российских дошкольных учреждениях таких специалистов не хватает. Кроме того, отсутствуют высокостандартизированные тесты и протоколы, которые позволяли бы качественно и быстро проводить диагностику и правильно интерпретировать полученные результаты. Также не используются автоматизированные инструменты сбора и обработки информации. Все это приводит к тому, что диагностика вообще не проводится или ее результаты попадают в руки неквалифицированного исследователя, который не может увидеть реальную картину развития ребенка и скорректировать процесс. Такая ситуация характерна не только для государственных детских садов, она встречается и в частных.

Фото: Lina Kivaka/ Pexels

Когда пора обращаться к специалисту

Учитывая сложившуюся ситуацию, родителям приходится наблюдать за развитием ребенка самостоятельно. Определить, есть ли повод для беспокойства, поможет список отклонений, на которые следует обратить внимание:

  • ребенок плохо ест без видимой причины;
  • к полутора годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, плохо держит равновесие стоя, сидя и во время ходьбы;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры;
  • не реагирует на собственное имя;
  • не обращает внимания на детей, взрослых, избегает общения с ними;
  • поведение и настроение часто и резко меняются;
  • у ребенка есть младенческая привычка сосать большой палец;
  • ребенок не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон;
  • не говорит простые слова даже на «своем» языке;
  • не выражает свои потребности словами.
Читайте так же:
Советы логопеда при заикании детей

Если ребенок к двум годам не знает, как используются знакомые бытовые предметы (чашки, ложки, телефон), не проявляет даже малого интереса к играм, предметам, окружающему миру — это тоже сигнал того, что его умственное развитие задерживается.

Психофизическую диагностику нужно проводить минимум раз в год, начиная с двух — двух с половиной лет. Это такая же рутинная процедура, как осмотр педиатром, неврологом и другими специалистами.

Наблюдая за ребенком, старайтесь придерживаться «золотой середины» и по возможности не переживать за его здоровье без причин. При этом помните, что все дети развиваются по-разному, но существуют стандарты физического и психологического развития в раннем возрасте, на которые стоит ориентироваться.

Как выбрать врача

Если ваше сердце подсказывает, что что-то не так — доверяйте ему, действуйте. Расскажите о своем беспокойстве участковому педиатру. Он даст направление к узкому специалисту, а тот, в свою очередь, может перенаправить вас к другому, если видит, что это не его компетенция или нужны дополнительные обследования.

Если участковый врач не видит проблему, можно самостоятельно записаться к логопеду, психологу или детскому неврологу.

Логопед — проводит диагностику и занимается развитием и коррекцией речи, помогает сформировать навыки мышления, памяти и внимания.
Когда обращаться: при проявлении любых нарушений речи или неверном произношении звуков, отставании в речевом развитии от сверстников.

— Детский невролог — занимается диагностикой особенностей нервной системы, лечит неврологические расстройства.
Когда обращаться: если ребенок плохо спит, у него частые головные боли, затяжные истерики, имеются двигательные нарушения.

— Психолог — помогает адаптироваться в коллективе, общаться со взрослыми и сверстниками. При раннем обращении может выявить нарушения эмоционально-волевой сферы и помочь их сгладить или устранить.
Когда обращаться: при сложностях в поведении и общении.

Читайте так же:
Энурез у мужчин в состоянии алкогольного опьянения

Получить консультацию нужного специалиста можно в поликлинике, в специализированных платных центрах (они есть в крупных городах) или в инклюзивных центрах — часто они функционируют как некоммерческие организации и работают на благотворительной основе.

Если обратились за консультацией и диагностикой к специалистам, сотрудничайте с ними. Отвечайте на все вопросы максимально честно. Бывает, что родители стесняются рассказывать о важных моментах жизни ребенка, боясь, что это может ему навредить, но как раз замалчивание в этом случае — «медвежья услуга».

После диагностики, если никаких проблем не выявлено, а тревожность осталась — «Петя из соседнего подъезда уже стихи читает, а мой Ваня только скороговорку выучил, наверное, с ним что-то не так», — обратитесь к психологу за консультацией уже для себя, чтобы выяснить причину своей тревоги на фоне абсолютного здоровья ребенка.

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector