Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эффективное лечение расстройств аутистического спектра

Аутизм обусловлен генетическими нарушениями развития головного мозга. Его первопричины заключены в генах, которые влияют на формирование синаптических связей. Аутизм относится к расстройствам аутистического спектра. Впервые официально о появлении диагноза РАС в медицинской статистике заявила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева в 2014 году. До этого времени страдающие РАС пациенты относились к лицам с психическими отклонениями неясной этиологии.

Приблизительно в это же время расстройства аутистического спектра разделили с другими схожими заболеваниями и перестали считать аутизм детской болезнью, которая после исполнения 18 лет плавно трансформируется в шизофрению. В BRT центре нейрореабилитации ведется лечение детей с диагнозом РАС. Здесь применяются эффективные авторские методы и зарекомендовавшие себя техники, которые используют в международной терапевтической практике. Уже после первого курса процедур становятся хорошо заметны изменения в состоянии ребенка.

Семь мифов о детях с аутизмом

2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. По данным Всемирной организации здравоохранения, у одного ребенка из 160 есть расстройство аутистического спектра. Как найти подход к нему без стереотипов советует Евгения Паничевская — тренер проекта «РАЗОМ», председатель Ассоциации родителей детей с аутизмом, член экспертно-консультативного совета по вопросам аутизма при Министерстве образования и науки, мама мальчика с аутизмом.
Какие же мифы самые типичные?

Миф 1

Это болезнь

Сейчас аутизм официально считают расстройством развития, приводящим к специфической работе головного мозга. Понятие «болезнь» предусматривает, что ее можно «подхватить» в 5 или 10 лет.

Но аутизм — врожденная особенность, признаки которой можно до определенного возраста не замечать. Она с рождения заставляет ребенка несколько по-другому воспринимать мир, чем остальные сверстники. К тому же возникает ожидание, что ребенка можно вылечить, если найти «чудо-таблетку» или если «убрать» симптомы. Для учителя «болезнь» означает подсознательный акцент на «неправильной» деятельности мозга, желании приблизить «к норме» — вместо попытки понять особенности.

Существует еще одна современная версия того, что такое аутизм, которая возникла 10 лет назад. Нейропсихологи из Университета Монреаля убеждены: это — особое состояние, вариант функционирования мозга. Оно отличается от привычного для людей с типичной работой психики, но не обязательно поврежденное. У этого состояния даже есть свои преимущества: умение быстро замечать и запоминать мелкие детали (будто фотографировать реальность), игнорировать эмоциональные факторы. У людей с аутизмом лучше зрительная память, образное мышление, которое часто связывают с креативностью, и т.п.

Миф 2

Это разновидность детской шизофрении

Этот стереотип остался с давних времен, когда именно такой диагноз ставили детям с аутизмом. Ведь тогда психиатрия ориентировалась на описательные данные и еще не было научных данных о причинах необычного поведения. Частично это заблуждение поддерживали проявления, которые считали галлюцинациями. Например, ребенок мог ночью услышать громкий голос. Сейчас нейропсихологи доказали: какая-то информация может доходить через нервную систему быстрее, чем у других, а какая-то (особенно аудиальная) — очень медленно. Поэтому голос — просто то, что ребенок слышал несколько часов назад.

В США путать внешние проявления аутизма и шизофрении перестали в 1980-е. В Украине выявлять диагноз начали только 15 лет назад. А если ребенку с инвалидностью исполнялось 18 лет, еще 3–4 года назад ему ставили диагноз «шизофрения», ведь не было другого медицинского способа объяснить его ментальные особенности. К сожалению, до сих пор существуют психиатры и учителя почтенного возраста, которые верят в старую версию. В то, что таким детям могут помочь психотропные лекарства, такие ученики непредсказуемы, у них причудливые фантазии. Поэтому этот миф — довольно вредный.

Миф 3

Ребенок всегда отстраненно сидит в углу

Подвижная девочка, которая любит прыгать и лазить, много говорит на любимые темы, активно рассматривает игрушки и пытается их разобрать на части, подбегает к сверстникам, часто смеется и плачет. Это ребенок с аутизмом? Да.

Читайте так же:
Как диагностировать шизофрению по глазам

У многих педагогов сформирован фильмами стереотип: странный мальчик, полностью погруженный в собственный мир, который молча сидит или играет сам с собой. На самом деле расстройства аутистического спектра (РАС) — это большое количество вариантов: от легких проявлений до ярких симптомов. Кроме того, у таких детей разные темпераменты, способности, уровень интеллекта. Есть только общие особенности: проблемы общения и социального взаимодействия.

Некоторые считают, что аутизм и гиперактивность — это противоположности, но на самом деле они нередко сочетаются. А еще мальчик или девочка могут быть просто ловкими и, как все дети, смеяться и радоваться. Чаще всего они хотят контакта, но не способны его легко устанавливать. Они отнюдь не безразличны к другим, часто бояться задеть их чувства, обидеть, поэтому слишком нервничают. Но распознавать жесты, мимику, интонации, понимать намеки (все то, что помогает общаться) при аутизме действительно очень трудно.

Если у ребенка нет проблем с речью, он может очень много говорить на любимые темы, не догадываясь, что от его монолога не очень комфортно собеседникам. Даже отсутствие взгляда в глаза — типичный признак, но не обязательный: многие люди с РАС не избегают зрительного контакта.

Миф 4

Такие дети истеричны и капризны

«Аутизм возникает из-за врожденных особенностей и отсутствия правильного воспитания. Как только узнают, что малыш болен, родители начинают во всем ему потакать, жалеть. Вот и воспитывают истериков». Такое мнение основано на поверхностном видении поведения ребенка с РАС. Мальчик или девочка может часто впадать в истерику, громко кричать, топать ногами и злиться, когда, кажется, для этого нет оснований.

Многие подростки не способны самостоятельно переодеться, но хорошо разбираются в гаджетах. Их требования кажутся капризами: среди белого дня закрывать шторы, с отвращением отказываться от определенных блюд, мешать пылесосить комнату, не одевать новенький изысканный наряд из-за того, что где-то жмут швы. Разве это не капризы? Неужели нужно отучать от этого и приучать к терпению? Нет.

Ведь ребенок с аутизмом воспринимает мир более обостренно. У него проблемы с интеграцией информации, поступающей от органов чувств. Ему действительно больно от лишнего света, шума пылесоса, жесткой материи. И все это не дает ему сосредоточиться на разговоре, игре или занятиях. Потому что повседневную информацию от органов чувств нормотиповые дети не анализируют, а такой ребенок тратит на это много времени. Это как компьютер «зависает». Гиперчувствительность к запаху и вкусу и бурное образное мышление отбивают аппетит. К тому же сама консистенция еды (твердое, мягкое, густое или жидкое) может быть неприятной для них.

Поэтому все эти детские просьбы — вовсе не капризы, а условия их продуктивности. А «пробелы» в одном виде деятельности на фоне успехов в другом — типичны для всех людей, просто при аутизме они могут быть действительно огромными.

Аутизм в разном возрасте

В ряде случаев заболевание выявляется уже у грудных детей. При его диагностике обращают внимание на то, как ребенок реагирует на окружающих, как развивается и проявляет свое настроение. Первые признаки детского аутизма — нежелание идти ко взрослым на ручки, отсутствие оживления при виде мамы, нарушение норм развития.

Аутизм в раннем возрасте

В 2-3 года в качестве аутического проявления может выступать полное развитие речи. В некоторых случаях словарный запас ребенка неплохой, но он использует слова неверно и с неподходящими интонациями. Еще один яркий признак — эхолалия. При этой патологии дети склонны к тому, чтобы по нескольку раз повторять одни и те же, иногда совершенно бессмысленные, фразы.

По мере взросления возникает все больше сложностей при коммуникации. Аутисты отказываются от игр со сверстниками и не понимают их правила, им некомфортно в детском коллективе. Обычно они играют сами с собой. Со стороны это выглядит как набор бессмысленных движений.

Читайте так же:
Для гебефренической формы шизофрении характерно

К школьному возрасту проявляются проблемы с обучением. У таких детей часто диагностируют умственную отсталость. Но в редких случаях у аутистов, наоборот, оказывается интеллект выше среднего. И даже тогда наблюдаются проблемы с абстрактным мышлением и обобщением, а также с пониманием вещей эмоционального плана.

Дети дождя

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, расстройство аутистического спектра диагностируют у одного ребенка из 160. Одни люди с таким расстройством способны поддерживать высокую функциональность и качество жизни во взрослом возрасте, в то время как другим бывает трудно справляться с самыми обычными ежедневными делами. Несмотря на распространенность заболевания, о причинах его появления и том, как его лечить, известно довольно мало. Специально к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, ежегодно отмечаемому второго апреля, мы решили рассказать об истории изучения этого заболевания и о методах его лечения, известных на сегодняшний день.

Симптом или болезнь?

Впервые термин «аутизм» в медицинской литературе появился в начале XX века. В 1911 году швейцарский психиатр Эйген Блейлер назвал аутизмом один из самых тяжелых симптомов шизофрении — заболевания, которое он открыл и описал несколькими годами ранее. Аутизм, по Блейлеру, это проявление инфантильных наклонностей, помогающих человеку отгородиться от факторов окружающего мира, которые его не удовлетворяют, с помощью фантазий и галлюцинаций.

Особенностью этого «симптома», согласно оригинальной блейлеровской концепции, было то, что он отражал внутреннее состояние человека, не сразу заметное окружающим, — отсюда и название, происходящее от греческого αύτός — «сам».

Термин «аутизм» для описания одного из симптомов шизофрении использовался психиатрами вплоть до 1940-х годов. Первым, кто применил его для описания не симптома, а отдельного заболевания, стал американский психиатр Лео Каннер. В 1943 году он опубликовал статью с подробным описанием поведения одиннадцати детей, отличавшихся крайними проявлениями «аутизма» (по терминологии Блейлера) вкупе с обсессивными и компульсивными наклонностями (например, тягой к повторению определенных действий или того, что говорят другие), а также неспособностью поддерживать социальное взаимодействие.

Каннер решил пересмотреть поставленный детям диагноз «раннее слабоумие», но не стал и называть наблюдаемое расстройство шизофренией — все же симптомы присутствовали у детей с самого раннего возраста. Так психиатр впервые ввел термин «ранний инфантильный аутизм», акцентируя тем самым сильное стремление своих маленьких пациентов к уединению и сосредоточенности на себе.

Примечательно, что «инфантильный аутизм» как отдельное заболевание с симптоматикой, отличной от детской шизофрении (а именно так прежде диагностировали проявления аутичного поведения у детей) появился в третьем издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-III) только в 1980 году.

Вопрос научного приоритета

Примерно в это же время, в 1940-х годах, изучением расстройств детского развития занимался Ганс Аспергер — австрийский психиатр, чье имя известно намного больше, чем имя Каннера (впрочем, какое-то время инфантильный аутизм и называли в честь американского психиатра). В 1944 году Аспергер впервые использовал термин «аутистичная психопатия» в качестве диагноза для детей, которые при нормальном (и даже иногда высоком) уровне развития интеллекта испытывали трудности в социальном взаимодействии.

Австрийский психиатр отмечал высокую функциональность этих детей и утверждал, что они все же могут быть полезными членами общества. Впрочем, уточнял Аспергер, отрицательные последствия заболевания не могут быть восполнены положительными. Термин «синдром Аспергера» для описания расстройств с характерными симптомами был предложен только в 1981 году американской исследовательницей Лорной Уинг, а в DSM попал лишь к четвертому изданию, опубликованному в середине 1990-х.

Другая ключевая фигура в истории изучения аутизма — советский психиатр Груня Сухарева. Симптомы, которые сейчас относят к расстройству аутистического спектра, она описала еще в середине 1920-х годов, выбрав для них собирательное название «шизоидная психопатия». Позже, уже в 1950-х годах, она также стала использовать применительно к детям термин «аутизм» и «аутистичный».

Читайте так же:
Я болен шизофренией мания величия

Примечательно, что для Сухаревой «шизоидная психопатия» была именно тем, что впоследствие стало известно под именем «синдрома Аспергера»: другими словами, советский психиатр точно описала высокофункциональных детей с серьезными нарушениями коммуникации. Считается, что Аспергер был знаком с работами Сухаревой (ее первый труд вышел на немецком языке в 1926 году), но не мог ссылаться на них из-за своей недолгой принадлежности к нацистской партии — Сухарева была еврейкой.

Поскольку работы Сухаревой изначально печатались на русском языке, их, свою очередь, не цитировал и Лео Каннер. Впрочем, точной информации о том, что Аспергер и Каннер были знакомы с работами советской коллеги, но целенаправленно проигнорировали ее вклад, нет: скорее всего, Сухарева не получила мирового признания из-за отсутствия нормальной коммуникации между учеными разных стран в межвоенный период и сразу после окончания Второй мировой.

Однако труды, опубликованные до середины XX века, включая статьи как Каннера и Аспергера, так и Сухаревой, описывали лишь частные случаи и большинством исследователей в сфере детской психиатрии не считались чем-то прорывным. Именно поэтому вплоть до 1960-х годов аутизм редко отделяли от детской шизофрении, а временами — и умственной отсталости. Лечение было соответствующим: нередко детей с диагнозом, который позже официально признают аутистическим расстройством, помещали в психиатрические учреждения. Полностью отделить аутистические расстройства от детской шизофрении удалось только в 1970-х годах, во многом благодаря появлению в 1971 году рецензируемого журнала Journal of Autism and Developmental Disorders (Лео Каннер, кстати, был его первым главным редактором).

«Замораживающие матери» и прививки

Примерно тогда же, когда аутизм перестал считаться симптомом, ученые начали изучать причины его возникновения. Еще по прежним работам было ясно, что аутистическое расстройство у человека проявляется в самом раннем возрасте (а возможно, еще и до рождения), но долгое время считалось, что к появлению аутизма приводят преимущественно внешние факторы.

Так, американский психиатр Бруно Беттельгейм совместно с Каннером ввел термин «замораживающие матери» (refrigerator mothers) и утверждал, что аутизм в раннем возрасте появляется вследствие недостатка материнской любви и общей холодности матери по отношению к ребенку.

Разумеется, в скором времени эта теория была отвергнута — во многом благодаря психологу Бернарду Римлэнду, чей сын страдал от аутизма. Римлэнд первым выдвинул теорию о том, что в основе аутистического расстройства лежит нейронный механизм, «включающийся» под воздействием внешних факторов, к числу которых воспитание не относится.

Примечательно, что одним из таких факторов Римлэнд считал прививки, делаемые детям в раннем возрасте. Спекуляции на эту тему появлялись в научной литературе на протяжении еще многих лет. Самым одиозным стало исследование американского медика Эндрю Уэйкфилда, опубликованное в 1998 году, в котором на основании медицинского обследования 12 детей утверждалось, что тривакцина MMR от кори, краснухи и свинки вызывает аутизм и другие нарушения развития. Статью Уэйкфилда вскоре отозвали, автора лишили медицинской лицензии, но было поздно: обеспокоенные родители по всему миру стали массово отказываться от прививок, подвергая детей большой опасности.

Крупные исследования (с выборкой чуть ли не на четыре порядка выше, чем в работе Уэйкфилда) неоднократно опровергали связь между прививками и аутизмом, но разного рода спекуляции не изжиты до сих пор. Борьба с этой конспирологической теорией не прекращается: совсем недавно исследование на выборке размером более полумиллиона человек продемонстрировало отсутствие связи между аутизмом и прививками также для детей с высоким риском появления расстройства.

David Barth — Jungle

Снова синдром

К концу столетия мировой психиатрии было известно о трех аутистических расстройствах с разной симптоматикой: в DSM-IV и МКБ-10 значились «аутистическое расстройство», или «детский аутизм», «синдром Аспергера» и «атипичный аутизм» (отличается от детского началом появления первых симптомов). Вплоть до 2013 года, когда была опубликована самая современная на сегодняшний момент версия DSM, эти три расстройства рассматривались по отдельности.

Читайте так же:
Параноидная шизофрения опасность для окружающих

Это разделение часто подвергалось критике: из-за того, что синдром Аспергера кажется более «мягким» по сравнению с детским и атипичным аутизмом (во многом из-за высокой функциональности людей как в детском, так и во взрослом возрасте), некоторые психиатры были обеспокоены тем, что у тихих и застенчивых детей, предпочитающих проводить время за книгами и не стремящихся к общению со сверстниками, приходится диагностировать психическое расстройство.

Во многом из-за этого синдром Аспергера как отдельное заболевание из DSM-5 исключен: разные виды аутизма сейчас попадают под один термин «расстройство аутистического спектра» (это же название используется и в последней, одиннадцатой версии МКБ, представленной в прошлом году). Таким образом, сегодня аутизм — это снова симптом (также характерный, например, для расстройств шизофренического спектра), но для простоты его по-прежнему используют как зонтичный термин, для обозначения всех видов расстройств аутистического спектра.

Факторы риска

На данный момент считается, что расстройство аутистического спектра зависит от нескольких факторов. Во-первых, это, разумеется, факторы внешние (в этом ученые — пионеры исследований были правы). Однако большинство этих факторов влияют на развитие расстройства у ребенка не напрямую, а через родителей.

Так, проявления аутизма связывают с высокой концентрацией инсектицидов в организме матери и наличием у нее диабета во время беременности. Существуют и другие факторы, повышающие риск развития расстройства у ребенка в течение нескольких месяцев после рождения. К ним относят, к примеру, недостаток витамина D.

Другая группа факторов — генетическая. В группу риска, в частности, входят дети, у чьих родителей, старших братьев или сестер диагностировано расстройство аутистического спектра. Полногеномные поиски ассоциаций и другие крупные генетические исследования помогают в поисках генов-кандидатов, которые могут быть вовлечены в развитие расстройства.

Так, пару лет назад ученые подробно изучили связь между мутацией гена CHD8 и риском возникновения расстройства. Эксперимент на мышах показал, что нарушения этого гена действительно ведут к появлению у мышей более аутистичного поведения — они проводили меньше времени в компании мышей из контрольной группы, но тянулись к мышам с похожими мутациями. Следует отметить, что мутация CHD8 характерна не для всех проявлений расстройства аутистического спектра, поэтому сказать о том, что поиск точного генотипа заболевания завершен, нельзя.

Другое крупное генетическое исследование показало схожесть экспрессии генов при шизофрении и расстройстве аутистического спектра. Это исследование также помогло ученым обнаружить характерную для расстройства аутистического спектра повышенную активность генов, связанную с гиперактивацией иммунных клеток ЦНС — микроглий, что говорит о том, что в развитии расстройства могут быть замешаны определенные воспалительные процессы.

Диагностика и терапия

До недавнего времени аутистические симптомы, как и при любом другом психическом расстройстве, диагностировал врач-психиатр. Однако такой диагностике подлежат лишь дети, достигшие определенного возраста, когда нормально развивающийся ребенок уже умеет говорить, проявляет интерес к окружающим и формирует какие-то привычки и даже «хобби». Для того чтобы маленький пациент попал к психиатру, надо, чтобы его состояние встревожило родителей: если ребенок в возрасте от года не реагирует на имя, не взаимодействует с окружающими, плохо говорит и проявляет интерес к повторяющимся действиям, у них есть повод обратиться к специалисту.

Но сегодня расстройство можно диагностировать и раньше благодаря томографии — с помощью функциональной и стандартной МРТ можно заметить паттерны, характерные для аутистического мозга, уже в первые несколько месяцев после рождения ребенка. Например, среди критериев диагностики ученые выделяют аномально быстрое развитие некоторых участков мозга ребенка, а также нарушения связей между различными отделами.

Как можно более ранняя диагностика очень важна потому, что у расстройства аутистического спектра нет лечения. Основным и наиболее эффективным методом работы с ним сейчас считается интенсивная поведенческая терапия — и чем раньше ее начать, тем лучше. Она помогает купировать симптомы: благодаря терапии ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, распознавать эмоции и, соответственно, на них реагировать, а также усваивает определенные поведенческие нормы, которые значительно помогут ему во взрослой жизни.

Читайте так же:
Как опознать у себя шизофрению

К сожалению, терапия для ребенка и его родителей может оказаться непосильной ношей. Для достижения наибольшей эффективности с ребенком необходимо заниматься постоянно, и все равно никто не гарантирует, что к наступлению взрослого возраста он или она научится справляться с ежедневными делами без помощи близких и сможет поддерживать минимально необходимую в современном обществе коммуникацию. Но важно понимать, что купирование симптомов — на сегодня единственная стратегия «лечения» многих психических расстройств. Возможно, в будущем расстройство аутистического спектра научатся эффективно предотвращать или лечить на самых ранних стадиях. А пока дополнительное облегчение могут принести современные технологии: для успешной терапии исследователи используют роботов, видеоигры, а также умные очки.

Лечение детской шизофрении

До 5-летнего возраста за состоянием здоровья ребенка следит врач. При выявлении странных симптомов диагностикой и лечением детской шизофрении занимается он. После 5-летнего возраста следует обращаться к детскому психиатру. Первые симптомы должны побудить родителей мгновенно отвести малыша на прием к врачу, чтобы тот поставил диагноз.

Лечение проводится медикаментозное и психиатрическое. Все направления, курсы и дозировки назначает исключительно врач-психиатр. От родителей требуется лишь доброжелательное отношение к малышу, создавая атмосферу заботы и любви.

Детская шизофрения

Лечение детской шизофрении проводится в стационарном режиме по необходимости. Назначение лекарств определяется степенью тяжести болезни, а также соотнесением вреда и пользы. Основной упор делается на психотерапевтическую работу, когда ребенку помогают избавиться от негативных факторов, влияющих на его психику.

Поскольку малыш еще находится в растущем возрасте, это позволяет сделать благоприятные прогнозы. С одной стороны, его возраст может помочь в лечении, когда ребенок быстро перестроится и станет здоровым. С другой стороны, растущий организм может усугубить болезнь.

Проблемы диагностики

Основные отличия шизофрении от аутизма сгруппированы в нескольких признаках:

  1. более поздний возраст развития отклонений;
  2. меньшее влияние на интеллектуальные способности;
  3. легкий характер расстройств социального поведения и речевого развития;
  4. усиление галлюцинаций и бредовых идей с возрастом;
  5. периоды улучшения и рецидивов в течении болезни.

У аутистов нет мании величия, галлюцинаций, связанных с превращениями в животных, убежденности в несуществующих звуках, образах и вещах. Они не придумывают отношения, ощущения.

Значительное количество взрослых людей могут иметь недиагностированные расстройства аутистического спектра. Некоторые из них состоят на учете по поводу психотического отклонения, связанного с бредовыми идеями и агрессивным поведением. Среди пациентов с шизотипическими нарушениями есть доля синдромов аутистического спектра без сопутствующей патологии, что приводит к диагностическим ошибкам.

Антипсихотический препарат не повлияет на образ мышления, характерный для расстройств аутистического спектра, зато эти пациенты очень чувствительны к побочным эффектам всех психотропных лекарств. Потому важно избегать ненужного назначения медикаментозной терапии.

За последние годы диагностическая ясность в отношении расстройств аутистического спектра у взрослых появилась, в частности, за счет описания синдрома Аспергера. К нему относятся проблемы социального взаимодействия и общения, склонности к рутине и ритуальному поведению.

Хотя эти особенности также характерны для шизоидных и шизотипических личностей, у аутистов полная клиническая картина проявляется до 3 лет.

Хотя люди с расстройствами аутистического спектра иногда могут страдать из-за мании преследования (что допускает развитие психоза), но происходит это из-за отсутствия «теории разума».

Попросту пациенты не могут определить иронию и сарказм и понять мотивы поведения других людей. Врожденная сложность декодирования невербальной коммуникативной информации приводит к неправильному толкованию действий и недоразумениям, и это завершается появлением убеждений параноидального характера.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector