Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филлипса

Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филлипса

Ключевым психологическим фактором, оказывающим негативное влияние на ребёнка младшего и среднего школьного возраста, является тревожность. Для выявления этого беспокоящего состояния психологами активно применяется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Разберёмся в её особенностях, характере применения и функциональных возможностях.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Читайте так же:
Дидактический материал для дошкольников заикание

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

Какой тест наиболее информативен в диагностике школьной тревожности?

Существуют несколько достаточно хороших и несложных опросников, помогающих определить уровень тревоги у ребенка. Наибольшей популярностью у школьных психологов пользуется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Эта методика позволяет отследить проявления тревожности сразу по нескольким факторам.

Факторы тревожности, выделяемые опросником

  • уровень общей тревожности, связанной со школой;
  • наличие социального стресса (боязни общения со сверстниками);
  • фрустрация в достижении успеха;
  • боязнь самовыражения, непринятие себя;
  • боязнь ситуации проверки знаний, умений, навыков;
  • страх обмануть ожидания окружающих;
  • низкий уровень стрессоустойчивости;
  • проблемы и страхи в отношениях с педагогами и другими взрослыми, работающими в школе.

Процедура и тонкости диагностики с помощью опросника Филлипса

Опросник состоит из 58 вопросов. В инструкции указано, что их можно как предлагать для заполнения в виде бланков, так и зачитывать самому. Обязательно обратите внимание на сдедующие условия применения методики.

Вариант с зачитыванием вопросов наиболее предпочтителен, так как при этом вы сможете отследить и невербальную реакцию на вопрос.

Также, если у ребенка высокий уровень тревожности, он постесняется обратиться к вам даже не поняв инструкцию или смысл какого-либо вопроса теста.

А это означает, что полученные данные будут не совсем верны.

Автором методики, как можно догадаться из названия, является Биман Н. Филлипс. Этот человек был математиком и физиком, который во второй половине своей карьеры педагога занялся изучением психологии.

Работая в Техасском университете, в его обязанности входило составление программ для школьных психологов. В основе этих программ лежали его собственные исследования, посвященные особенностям переживания стресса школьниками, студентами и преподавателями.

Особенности и ограничения методики

Методика определения уровня школьной тревожности Филлипса является заимствованной, а, соответственно, требует адаптации к особенностям нашего менталитета.

Ведь, согласитесь, американский школьник и русский школьник – это два совершенно разных ученика.

Читайте так же:
Болезнь деменция симптомы и признаки лечение

А, значит, и проявления тревожности, у них должны отличаться.

Как бы там ни было, но русскоязычной адаптации методики не существует, поэтому, как бы хороша она ни была, погрешности в интерпретации результатов все-таки исключать нельзя.

Также при зачитывании вопросов вы должны убедиться в том, что ребенок правильно понимает их смысл, а также готов отвечать честно, не стесняется сказать вам правду.

Ведь, не понимая вопрос или боясь, что вы «все расскажете учителю», ребенок будет стараться давать ожидаемые ответы, которые могут быть очень далеки от истины.

Сами вопросы, как и ключ к интерпретации данных вы без труда сможете найти в интернете, достаточно просто вбить в поисковике запрос «школьная тревожность Филлипса».

Опытный специалист знает, что определение уровня школьной тревожности может быть совершено без применения опросников. Иногда достаточно наблюдения или беседы.

Рекомендации по использованию методики Филлипса: на что обратить внимание

Справедливости ради, необходимо сказать, что идеальных опросников не существует. В любом из них обязательно есть недостатки.

Главным из которых является риторический вопрос: кто и как интерпретирует утверждение тот, кто заполняет опросник. Ведь, имея совершенно разный жизненный опыт, уровень интеллекта и общего кругозора, любой человек при ответе на вопрос может иметь в виду совсем другое, чем подразумевает задание.

  • Диагностика ребенка не должна проводится только с помощью теста-опросника.
  • Результаты, полученные с помощью него, должны быть подтверждены рисуночными тестами или другими арт-терапевтическими методиками, наблюдением, беседами с родителями детей.

Только применяя какой-то опросник вместе с другими методиками, можно с доверием относится к результатам, полученным с его помощью.

А на сегодня все!

Наверное, после прочтения этой статьи, в вас поселилась нотка сомнения, а стоит ли вообще доверять психологическим тестам. На это я могу сказать, что самое важное – это все же родительская интуиция, знание особенностей своего ребенка.

Если вы сомневаетесь в том, что вам говорит школьный психолог, показывают результаты теста, то вы вправе искать другого специалиста. В конечном итоге никто не может знать своего ребенка лучше его собственных родителей.

Подписывайтесь на мой блог, ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями в социальных сетях и до новых встреч!

Читайте так же:
Энурез у мальчиков трех лет

Похожие статьи

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения.

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копингстратегий.

Особенности формирования и коррекции тревожности.

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копингстратегий, личностная.

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь.

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копингстратегий, личностная.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале.

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копингстратегий.

Работа школьного психолога с тревожными детьми

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копингстратегий.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной.

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копингстратегий.

Изучение уровня ситуативной иличностной тревожности вбалах

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копингстратегий, личностная.

Использование средств искусства в процессе повышения.

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса.

Исследование уровня школьной тревожности по методике филлипса

8. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Затем подводятся общие результаты по классу, где указываются средние значения показателей по восьми факторам и количество учеников с повышенной и высокой тревожностью по каждому фактору.

Читайте так же:
Энурез у детей на фоне стресса

Скачать программу диагностика умственного развития школьника

Требования к системе

  • Полностью IBM PC AT совместимый компьютер от 80486 с 8Mb ОЗУ и выше
  • Операционная система Microsoft Windows 95/98/ME/NT4/2000/XP/2003/Vista
  • Microsoft Excel 97 или выше

Как программа работает?

В оригинальном установочном архиве находятся два программных модуля. Первый ( Fillips-Test.exe) — это собственно тест, т.е. модуль, который устанавливается на тех компьютерах, за которыми будут работать респонденты. При установке данного модуля создаются ярлыки: один в главном меню, другой на рабочем столе («Опросник Филлипса»).
Сбор данных:
Чтобы начать проходить тестирование, ученикам предлагается запустить «Опросник Филлипса» и полностью следовать инструкциям программы. После вывода сообщения о завершении прохождения тестирования программа завершает свою работу. Чтобы перенести данные с компьютера на дискету, необходимо вставить дискету в дисковод, затем, удерживая пробел ( Space ) на клавиатуре, запустить «Опросник Филлипса», если на экран вывелось сообщение об успешном переносе данных, нажимайте «ОК», вынимайте дискету, затем тоже самое повторяйте со следующим компьютером и т.д. Напоминаем — для работы с программой нужна всего одна дискета: вся информация копируется на один и тот же носитель.

Обработка собранной информации:
Установите второй модуль ( Fillips-Analyzer.exe ) из установочного архива на тот компьютер, на котором Вы собираетесь обрабатывать результаты (например у Вас дома, за отсутствием такового на рабочем месте — довольно распространенный случай). После инсталляции в главном меню создастся ярлык «Методика Филлипса». Дискету, на которую вы скопировали все результаты прохождения тестирования, вставьте в дисковод компьютера, после чего запустите «Методику Филлипса». Для переноса базы данных с дискеты в рабочую папку программы ответьте » Yes » на возникший вопрос об обновлении данных.

Вывод данных в таблицу

В левой части окна модуля «Методика Филлипса» расположен список учеников выбранного класса, данные о результатах тестирования которых имеются в базе данных. При выделении в списке нужного ученика, в правой части окна будет отображаться подробная информация о его результатах прохождения тестирования. Чтобы вывести данные в виде электронной таблицы Excel (для этого на Вашем компьютере должен быть установлен Microsoft Excel версии 97 или выше), нажмите на кнопку «Вывести результаты в таблицу». По умолчанию программа включает в таблицу сведения о всех учениках выбранного класса, однако в списке Вы можете выбрать только тех учеников, данные о которых Вам нужны, в этом случае в таблицу будет включена только необходимая информация.

Читайте так же:
Энурез у мужчин какие таблетки для лечения

Работа с программой в компьютерном классе:

Если у вас в школе в компьютерном классе имеется локальная сеть, то имеется возможность не устанавливать программу на каждый компьютер и снимать данные с одного ученика, а сразу протестировать несколько учащихся (в зависимости от кол-ва ПК в классе) при этом записав результаты в один файл.

Как это сделать?

1) Скачать архив с программой и анализатором

2) Обратиться к учителю информатики или администратору сети

3) Открыть доступ на головном ПК ко всем ученическим ПК и скинуть туда файлы тестирующей программы

4) Запускаем тест на ученических компах, ученики вводят свои фамилии, проходят тестирование

5) По окончанию тестирования всех учащихся в папке с программой находим файл Answers.000 и переиминовываем его в AnswersMain.000

6) далее копируем AnswersMain.000 в папку с анализатором, запускаем анализатор и видим полный список протестированных учеников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector