Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заикание у детей. Почему возникает недуг

Заикание у детей. Почему возникает недуг?

Заикание у детей. Почему возникает недуг?

Проблема заикания все больше встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Почему оно возникает и возвращается после консультаций специалиста? Как может помочь семья в борьбе с этим недугом? На вопросы отвечает логопед-дефектолог центра психологической помощи «Отражение».

Почему появилась эта статья? Еще одна статья о заикании, наряду со многими другими, посвященными этому давно известному и достаточно широко распространенному страданию.

Заикание считается трудно излечимым, волнообразно протекающим недугом: то улучшается, то ухудшается. Правда, всегда находились отдельные специалисты, получавшие высокие результаты, но их работа была буквально на грани искусства и, к сожалению, спустя какое – то время, заикание у клиентов возвращалось.

Почему заикание возвращается?

Я – логопед, работающая после получения образования в детском саду, и среди прочих дефектов речи должна коррегировать заикание. «За плечами» — дефектологический факультет университета и владение методикой Устойчивой нормализации речи Л.З. Арутюнян (Андроновой), которая была моим учителем. Это методика в то время была уникальной. Казалось, все продумано. Есть возможность убрать судороги у ребенка, предложен новый стиль произношения, позволяющий безболезненно перейти от слога к обычной речи. Непосредственные результаты были хорошими. После свободной речи просто не верилось, что заикание когда – нибудь может опять вернуться. Но, к сожалению, встречая позже родителей этих детей, узнавала, что заикание, пусть уже в гораздо легкой степени, но возвращается. Поиски путей были продолжены.

Заикающиеся (как дети, так и взрослые) – это в большинстве своем люди с недостаточной самооценкой, с малой долей инициативы, самостоятельности и достаточно высокой сдерживаемой агрессивностью.

Выступая в роли ведомого, я постоянно снабжала своих клиентов «моральными костылями». Исключалась возможность перестройки себя с помощью собственных усилий. Сейчас мой клиент делит со мной ответственность за свои поступки и свою речь, потому что в методику коррекции заикания введен большой блок работы над собственным телом и над своими чувствами. Это важная психотерапевтическая работа.

Читайте так же:
Как закосить от армии с энурезом

Почему возникает заикание?

Мы создаем опоры не только на меня, но и на самого заикающегося. Потому что там, где нет ответственности за свой выбор, нет устойчивых положительных результатов. Психотерапия помогает нам выявить и осознать причины страха. Что за ним? «Каждый здоровый человек будет испытывать страх речи, — говорю я , — если у него возникает заикание. Ваш страх – страх разумного человека за себя. Он основан на стремлении скрыть дефект». Клиент получает и поддержку, и сталкивается с чем–то из своей жизни, что позволяет осознать причины и суть страха. И уже в процессе коррекции речи к этому вопросу можем не возвращаться.

Многие мои клиенты ведут дневники. Я с их разрешения хочу привести отрывки некоторых переживаний, которые помогут вам лучше понять внутренний мир заикающегося человека.

Из дневника К.,18 лет: «Перед произнесением фразы сначала необходимо обдумать, мысленно переставить слова с места на место, некоторые изменить или совсем убрать, т.е создать фразу в более легком произношении. Иногда бывает так, что она теряет свой смысл, но я этого не замечаю из – за долгого обдумывания. Стою в очереди за билетами, впереди меня человека три – четыре. Наблюдаю, как они обращаются к кассиру и замечаю, что некоторые ничего не говорят. Я это беру на заметку и делаю то же самое, но сам волнуюсь и думаю: « Вдруг она спросит и придется отвечать». Поэтому стараюсь мысленно представить примерный текст ответа, наиболее короткий и без трудных слов. Взяв билеты, начинаю разговор с человеком, которого хорошо знаю. Но волнение не проходит, и чем больше думаешь о своем вопросе, тем больше начинаешь заикаться и становишься более растерянным; дыхание сбивается, все мышцы в напряжении при выговаривании слов, лицо начинает искажаться и краснеть, возникает злость, становится как-то не по себе и стараешься быстрее закончить разговор…»

Отметим, что коррекция заикания вызывает поломку устоявшегося поведения. Заикающиеся считают заикание причиной всех своих бед. От излечения ждут «счастья и свободы», не осознавая что здоровая речь не может решить всех жизненных проблем. Хотелось бы, чтобы было понятно, что заикание не только мешает, но и помогает приспособиться к окружающему миру. Заикание – способ контакта, а не его прерывание.

Читайте так же:
Кому помог заговор при заикании

Как семья может помочь в излечении от заикания?

Отдельно хочется выделить работу с семьей заикающегося. Если это ребенок, то родители обычно чрезмерно опекают его, находятся с ним в слиянии ( не понимают, где их желания и потребности, а где ребенка), лишают своего малыша ответственности за свое поведение, сдерживают его и свою агрессию. Обычно мамы на приеме говорят так : «Мы стараемся больше сами говорить, ему ведь тяжело» или « Я уже поговорила с учителем и решила все проблемы, пусть отвечает письменно, лишь бы речь стала лучше». И с новой силой увеличивается и без того сильная зависимость близких родственников и ребенка, что приводит к закреплению и развитию симптома.

Дорогие родители! Вы можете проследить и помочь вашему ребенку, анализируя вместе со специалистом очень важные моменты в треугольнике «вы – ребенок — заикание». Это можно сделать наблюдая:

  1. В каких ситуациях заикание вашего сына или дочери ухудшается или улучшается?
  2. Почему вы становитесь требовательнее и строже, когда ребенок начинает говорить лучше и становитесь мягче и податливее, когда состояние речи малыша вдруг изменилось к худшему?
  3. Что служит пусковым механизмом? Почему, например, на отдыхе заикание ослабевает или совсем проходит, а как только ребенок идет в школу или детский сад внезапно появляется?
  4. Как меняется ваше эмоциональное состояние, как меняются ваши отношения с близкими, с мужем (женой), когда малыш начинает заикаться?

И тогда появляется материал, с которым работаем в психотерапевтическом блоке коррекции заикания.

Как лечить заикание?

Несомненно, параллельно используются всевозможные дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, упражнения — импровизации, пение.

Хотелось бы остановится на бытующем среди логопедов мнении, что «большинство заикающихся не поддается терапии и заикание живет с ними на протяжении всей жизни». Это мнение получило широкое распространение на Западе, где существуют даже общества заикающихся, целью которых является их адаптация к окружающему миру, а девизом — фраза: « Для нас нет выбора заикаться или не заикаться, но мы можем выбирать, как заикаться». Это мнение высказывает и ряд отечественных специалистов, выделяющие особые формы заикания, для которых можно прогнозировать отсутствие выраженных эффектов терапии».

Читайте так же:
Заикание для призыва в армию

Специалисты говорят, что тяжелые формы иной раз излечиваются легче и надежнее.

Огромной помощью и поддержкой для заикающихся клиентов является аппарат « Монолог». Он имеет несколько функций: звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой. Эти функции способствуют снижению выраженной судороги, преодолению нарушений звукопроизношения, позволяют контролировать темпо – ритмическую и интонационно – мелодическую стороны речи.

Как выбрать логопеда?

Опыт коррекции заикания можно широко использовать в логопедической практике. Однако ее успешное применение требует довольно высокой подготовки. Работа логопеда сложна и уникальна. Она соединяет в себе качества педагога и врача в сочетании с психотерапией — мастерством эмоционального контакта с клиентом. Профессиональная интуиция и такт, подкрепленные знаниями и опытом, воображение и талант, в том числе талант к сопереживанию, умение «индивидуализировать» методику применительно к конкретным случаям, создавать новые приемы, образы и т.д вплоть до импровизации, прохождение личной терапии – вот основные составляющие того мастерства, без которых немыслим человек, занимающийся исцелением заикания.

Статья подготовлена логопедом — дефектологом – гештальт – терапевтом Специалистом центра психологической помощи «Отражение»

Причины заикания

Условно их можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

здоровье мамы во время беременности,

патологии развития органов артикуляционного аппарата и слуха ребенка.

К внешним факторам относятся социальная среда, в которой растет ребенок, речь окружающих, родительские методы воспитания.

Часто взрослые, пытаясь объяснить, почему ребенок начал заикаться, говорят, что он испугался. На самом деле, испуг — не единственная и не главная причина. Он может спровоцировать заикание, только если была предрасположенность к этому. Поэтому очень восприимчивого, ранимого, впечатлительного ребенка (все эти качества присущи ребенку-левше) лучше оберегать от слишком ярких эмоций.

Читайте так же:
Как определить уровень тревожности у детей

К примеру, пока малыш еще совсем маленький, не стоит его водить на громкие театрализованные шоу, в цирк. Новогодние елки, программы со сказочными персонажами, выступления клоунов, номера с дрессированными животными могут его травмировать.

Виды заикания у детей

В настоящее время заикание или логоневроз является слишком распространенной проблемой большинства детей. В неврологической практике принято использовать некоторую классификацию логоневрозов.

  1. Клоническое. Характеризуется неконтролируемыми повторами или растягиванием звуков, слогов или слов. Когда говорят о заикании у детей, чаще всего имеют в виду именно этот вид расстройства.
  2. Тоническое. Характеризуется паузами или блоками, когда ребенок не может произнести какой-либо звук.
  3. Смешанное. Сочетает признаки клонического и тонического заикания.

Клонический тип заикания, при котором ребенок без усилий совершает повторения или растягивания звуков или слогов, считается самым безопасным и «здоровым».

Технически заикание возникает из-за судорог в артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуре (то есть мышц языка, губ, гортани).

Заикание проявляется особенно сильно в незнакомой, волнительной обстановке: при ответе у доски, в личном разговоре с одноклассниками или учителем. Дома же, в разговоре с самим собой, заикающийся может говорить плавно.

  • Дети могут быть замкнуты, молчаливы, не общительны.
  • Испытывают трудности ответа у доски, с места, поэтому избегают их, как и участия в общешкольных мероприятиях, дискотеках и т.п.

Отсюда вытекают проблемы в общении, низкая самооценка, проблемы успеваемости. В то же время дети могут достаточно нормально читать по учебнику, петь.

Со временем старшие ребята учатся скрывать свое заикание: делают длительные паузы, растягивают слова, используют в речи слова-паразиты, которыми заполняют вынужденные остановки речи: «вот», «ну», «так» и другие. То есть внешне речь может быть уже достаточно плавной и ровной.

Читайте так же:
Образец психологического заключения при деменции

Как отличить настоящее заикание от временных проблем с темпом речи, которые бывают в дошкольном возрасте?

Если ваш ребенок затрудняется говорить, повторяет отдельные слоги, слова или фразы, можно предположить, что у него заикание. Это может быть временное изменение нормального темпа речи, через которое проходят все дети, когда учатся разговаривать.

Не все родители могут отличить заикание от возрастных нарушений плавности речи. Попробуем выявить основные отличия.

НОРМАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ТЕМПА РЕЧИ

  • В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова только один раз при-примерно так.
  • Начало речи может сопровождаться трудностями, связанные с подбором слов и попыткой точно произносить все звуки.
  • Паузы в речи могут заполняться звуками типа «м-м-м» или «э-э-э».
  • Нарушение темпа речи появляется в возрасте от полутора до пяти лет. Затем плавность речи восстанавливается.

ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ

  • В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова более двух раз, при-при-при-примерно так.
  • Возникает заметное напряжение в лицевых мышцах и мышцах вокруг рта.
  • Иногда у ребёнка возникает так называемый «ступор» — отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.
  • Изменяется голос — становится тихим и зажатым.
  • Запинки в речи присутствуют постоянно.

РЕБЁНОК С ТЯЖЕЛЫМ ЗАИКАНИЕМ

  • В речи вашего ребёнка много очевидных запинок.
  • Он произносит слова и отдельные звуки со значительным усилием и напряжением.
  • Ребёнок избегает произносить некоторые слова.
  • Напряжение в речи проявляется настолько сильно, что у ребёнка появляются движения, которые помогают ему расслабиться. Например, он машет рукой, или топает ногой.
  • Потеря плавности речи проявляется в эмоционально значимых ситуациях.

Если в речи вашего ребёнка появились запинки и вас это очень беспокоит, обязательно обратитесь за консультацией к неврологу и логопеду.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector