Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лечение заикания у детей и взрослых

Лечение заикания у детей и взрослых

Сегодня в мире заикается более 50 миллионов человек, приблизительно 1% населения Земли. С каждым годом под воздействием эмоциональных нагрузок и отрицательного влияния экологии число детей с проблемой «заикание» растет в геометрической прогрессии.

В международной медицинской практике заикание (логоневроз) относят к категории психиатрических болезней, поскольку этот недуг связан с определенными изменениями в головном мозге взрослых и детей.

Заикание — это расстройство общения, при котором речь прерывается повторами, растягиванием звуков или целых слогов. Как результат — неплавная, запинающаяся речь, необычная мимика и постоянное чувство дискомфорта. Человек понимает, что говорит некрасиво, и всеми силами стремится скрыть свой дефект. Заикание меняет характер человека, делает его неуверенным, ранимым, замкнутым.

Причины заикания:

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.

В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Зеркальные нейроны и заикание

Дети начинают заикаться, подражая своим родителям. И это как раз есть основной механизм передачи заикания от заикающихся родителей. Если гены передают лишь предрасположенность, то неосознанное подражание детьми своим родителям часто приводит к заиканию у детей. Вообще любое общение ребенка в раннем возрасте с заикающимся человеком, будь то родственник, знакомый или сверстник, может привести к заиканию. Это связано функционированием так называемых зеркальных нейронов, которые одинаково возбуждаются как при выполнении каких-либо действий, так и при наблюдении за выполнением этого действия у другого человека. Зеркальные нейроны особенно активны у детей в раннем возрасте с целью обучения и освоения новых навыков путем имитации. А так как ребенок учится говорить, в большей степени неосознанно имитируя речь тех, кто его окружает, то нет ничего удивительного, что ребенок может начать заикаться после общения с заикающимся человеком. В последствии может включиться тот же механизм нарушения синхронной работы речевых центров, который постепенно закрепится.

Читайте так же:
Таблица сравнительная характеристика неврозоподобной и невротической форм заикания

Более того, есть случаи, когда уже взрослые люди начинают заикаться после общения с заикающимся. И в большинстве случаев заикание усиливается у заикающихся при общении друг с другом.

Зеркальные нейроны и физиология заикания

Активность участков мозга в разных проекциях при выполнении действия и при наблюдении за тем, как это же самое действие выполняет кто-то другой. Относится в том числе к заиканию и наблюдению за ним.

Генетические причины заикания

Согласно последним исследованиям с области генетики наследственное заикание может проявляться у представителей нескольких поколений в семье. При этом заикание врожденное наблюдается в тех случаях, когда у ребенка речевой аппарат ослаблен в силу передающихся по наследству генетических факторов. Обычно первые признаки заикания проявляются в раннем детском возрасте (до 5 лет), когда происходит процесс формирования речевых навыков.

Если своевременно принять меры по нормализации речи, то ребенок может полностью избавиться от речевых дефектов. Однако, в подростковом возрасте все же возможно обострение заикания при возникновении неблагоприятных обстоятельств – стрессового состояния, психической травмы, проблем в семье.

Заикание проявляется у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. Специалисты предполагают, что это явление связано с особенностями формирования моторных функций. Девочки, как правило, раньше, чем мальчики, начинают ходить и говорить, у девочек быстрее формируется и развивается мелкая моторика и артикуляция. В связи с более сжатыми сроками формирования речедвигательных механизмов, девочки оказываются более устойчивы к воздействию внешних негативных психологических воздействий – страха, испуга, стресса.

Если в семье среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся человек, то существенно возрастает вероятность появления речевых нарушений у представителей последующих поколений. Согласно данным статистики, у заикающихся мужчин вероятность появления сыновей с речевыми нарушениями составляет 22%, тогда как для женщин такая вероятность составляет 36%.

Представители Американской ассоциации по речи, языку и слуху предполагают, что многие из тех, кто имеет те или иные речевые нарушения, наследуют определенные черты, например, слабость центральных речевых механизмов. Однако, это не повод для пессимизма, ведь несмотря на наличие определенных связей заикания с генетикой, нужно помнить и о том, что унаследованная генетически патология проявляется лишь при наличии дополнительных негативных факторов.

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

Читайте так же:
Путевки для детей с энурезом

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Онлайн-курс

Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания.

Определение и причины возникновения заикания

Заикание – это темпоритмическое нарушение речи, которое проявляется пролонгацией, паузами и прерыванием произносимых звуков, слогов, слов. По статистике, 1% взрослого населения планеты и 4 детей заикается. Причинами возникновения представленной патологии являются органические изменения в структуре головного мозга и психическая травма. В первом случае заикание развивается вследствие нарушения нервной передачи в отделах головного мозга (центр Брока), отвечающего за речь. На периферии появляется судорожная готовность артикуляционного аппарата и специфическая картина. Этот вид заикания никак не связан с наследственностью и имеет сугубо индивидуальный характер.

Во втором случае считается, что развитию заикания подвержены мнительные люди с неустойчивой психикой. Каждый человек в своей жизни был подвержен психологическому стрессу, однако не у всех людей, в том числе впечатлительных, возникает логоклония. Развивается представленная патология, когда существует предрасположенность к ней.

Также, в семьях, где у отца или матери обнаружено темпоритмическое нарушение речи, частота встречаемости этого же заболевания у детей выше, чем у здоровых пар. Исходя из этого, напрашивается вывод: заикание передается по наследству.

Генетические исследования

Американские ученые из национального института глухоты и нарушения речи, провели исследования, в котором обнаружили существенные доказательства того, что заикание может передаваться по наследству. В процессе изучения проблемы, исследователи обнаружили сильную связь на длинном плече 12-й хромосомы. Результаты были получены от контрольной группы пакистанских родственников, которые страдали заиканием. Кроме того, был проанализирован ряд семей, не связанных с предыдущими, из Пакистана, а также из Северной Америки и Великобритании.

Близнецовый метод, проводимый той же группой ученых, показал, что у однояйцевых близнецов, у которых передалось одинаковое количество идентичных генов, оба ребенка заикаться будут в 20-63% случаев. У разнояйцевых этот процент равен 3-19%.

Возникает вопрос: «если ребенок рожден от заикающихся родителей, может ли у него возникнуть представленное нарушение?». Ответ – да, но не во всех случаях. Наследственность, несомненно, играет большую роль в возникновении логоклонии, однако проведенные исследования доказывают влияние других провоцирующих факторов. К наиболее распространенным относятся:

  • Острый или хронический стресс (испуг, эмоциональное перенапряжение, развод, увольнение и т.д.).
  • Спонтанные аномалии.
  • Влияние экологии.

Наблюдение за ребенком с заикающимися родителями

В семье, где родители заикаются, всегда есть шанс, что заболевание передастся детям, поэтому после его рождения необходимо тщательно следить за его психическим развитием. Во внимание берется речь ребенка, физическая активность, умственные способности. В 2-4 года ребенок начинает усваивать множество правил, происходит развертывание фразовой речи. До этого момента трудностей с высказыванием не возникает. Существует теория, что ребенку передаётся не само заикание, а наследственные особенности нервной системы, адаптации к стрессу. Для предшественников характерна аналогичная реакция на внешний раздражитель.

Некоторые родители, убеждены, что заикание не может передаться по наследству, а появление симптомов заикания оправдывают повторением ребенка за родителем. Логоклония у детей в заикающейся семье возникает не в 100% случаев, но при подозрении заболевания стоит обратиться к врачу, пока не развились стойкие личностные осложнения.

Читайте так же:
Диагностика для дошкольников на выявление тревожности

Говорите плавно

Следите за своим здоровьем.

Поскольку заикание – это не только нарушение речи, но и проблема эмоциональной сферы, очень важно создать в доме спокойную и комфортную обстановку. Родители сами должны говорить медленно, плавно и ритмично.

«Обязательно делайте естественные паузы, чтобы дать ребёнку время на обдумывание ответа, не задавайте слишком много вопросов и не давите на малыша, — советует логопед.- Все свои действия желательно комментировать. Любого ребёнка необходимо внимательно слушать, не перебивать, позволять ему выбирать тему для разговора.

Диагностика полипов

Для обнаружения полипов, особенно протекающих бессимптомно, необходимы регулярные посещения гинеколога. Обследование включает в себя:

  • Общий гинекологический осмотр (осмотр в зеркалах)
  • С помощью УЗИ матки оценивают толщину и структуру эндометрия (так же можно рассмотреть полип шейки матки на УЗИ)
  • Гистероскопия (осмотр канала шейки матки и полости матки с помощью специального микроскопа и видеокамеры) — возможно удаление полипа во время этой процедуры.
  • Биопсия (гистологический анализ небольшого кусочка ткани полипа на предмет онкологии)

Речь и ее функции. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Нарушения речи – это отклонение от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и социальной адаптации ребенка.

Детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше, дети начинают говорить позже, часто не выговаривают звуки, заикаются, имеют бедную и однообразную речь.

Среди причин, вызывающих нарушение речи, различают биологические и социальные факторы риска.

Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (нейроинфекции, травмы и т.п.):

— Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода – причины ее могут быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, повышение артериального давления, соматические заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы);
— Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция);
— Травмы, полученные матерью во время беременности, падения, ушибы;
— Несовместимость крови матери и плода;
— Нарушения сроков вынашивания плода;
— Курение;
— Алкоголь;
— Наркотические средства;
— Прием лекарственных препаратов;
— Наследственная предрасположенность, генетические заболевания – по наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т.е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причи у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызывать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Читайте так же:
Как вылечиться от заикания взрослого самостоятельно

Речь дошкольника не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В детском возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развтия речи:

— В 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга;
— В 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга;
— В 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

У каждого малыша свой индивидуальный темп обучения. Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев. Если в два года малыш не лепечет или не произносит хотя бы несколько слов, а в 3 года не говорит фразы – это серьезный повод для беспокойства.

Задержка развития речи –означает, что при нормальном развитии интеллекта и хорошем понимании речи окружающих у малыша запаздывают сроки появления речи. Начав говорить, такой ребенок быстро догоняет своих сверстников. Ребенок с темповой задержкой развития речи может начать говорить совершенно неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Однако, многим детям нужен «пусковой толчок», чтобы они начали говорить. Таким стимулом могут стать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить, занятия по развитию речи у логопеда. Не стоит терпеливо ждать, когда ребенок заговорит самостоятельно. Лучше проконсультируйтесь со специалистами: они дадут вам полезные рекомендации, как преодалеть задержку развития речи ребенка.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
При заикании у ребенка наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей с ослабленной нервной системой в возрасте от двух до пяти лет.

Дислалия – это наиболее простой и распространенный вариант, когда нарушено произношение отдельных звуков. Занятия с логопедом достаточно быстро устраняют такой дефект. Логопед на занятиях «учит мышцы языка и губ» определенным комбинациям для произнесения определенного звука.

Дизартрия возникает, если у ребенка нарушена иннервации периферического речевого аппарата (язык, небо, кубы). Это тяжелое состояние, при котором, кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушение тонуса речевого аппарата, может быть слюнотечение, нарушение громкости, ритма, интонации голоса. Дизартрия обычно бывает при тяжелых неврологических заболеванях, таких как ДЦП и других органических поражениях мозга. Однако у детей нередко бывает стертая дизартрия, и ее бывает сложно отличить от дислалии. Но исправление звукопроизношения при стертой дизартрии намного труднее, чем при дислалии. И в этом случае необходимо подключение невролога для проведения специального лечения.

Моторная алалия связана с поражением определенных речевых центров головного мозга. При моторной алалии ребенок к 1,5 годам часто не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых. Ребенок растет, но его речь развивается значительно хуже, хем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение). При данной проблеме, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае у ребенка будут трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.

Читайте так же:
Нетрадиционные методы лечения энуреза у детей

Сенсорная алалия – речь ребенка не развивается из-за того, что он не понимает обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл. Такое состояние возникает при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, могут заучивать простые стишки, говорить короткими предложениями, но часто не понимают смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как этих нарушений не видно на бытовом уровне, а при поступлении в школу, эти нарушения выявляются. Эти нарушения нужно отличать от умственной отстатости, снижения слуха и прочее. Такие дети требуют обязательного наблюдения у невролога, занятий с логопедом-дефектологом, пройти консультацию у сурдолога и детского психиатра.

Афазия – нарушение речи возникли после перенесенного заболевания или травмы. У детей афазия встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренная консультация невролога.

Реактивный мутизм – это немота, возникшая у ребенка, владеющего речью, как невротическое проявление, так же могут начинаться и психические заболевания.

Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, нарушения слуха.

Речь играет огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций резко ограничивается круг общения ребенка, а значит, снижается количество получаемой информации, не развиваются коммуникативные навыки, страдает и эмоциональная сфера. При поступлении в школу возникают проблемы обучения. чтения и письма. Таким образом, правильное развитие речи является очень важным фактором гармоничного формирования личности и должно находиться под контролем специалистов.

Рекомендации родителям. Если малыш не начинает говорить к 2 годам, то вам нужно:

Номеровская А.А., ГБУЗ РК РДКБ «Психоневрологическое отделение»

• Понаблюдать за ребенком, обратить внимание на его поведение. Как он играет. Сравнить его со сверстниками. Стремится ли он общаться со взрослыми и другими детьми. Задержка речевого развития может быть и следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонениями в психическом развитии.
• Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
• Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух, т.к. без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
• Провести обследование ребенка, включающее консультации: невролога (имеющего опыт работы с детьми с речевыми нарушениями), психолога, логопеда, сурдолога.
• При выявлении нарушений начать лечение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector