Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нейропсихологическая диагностика и лечение пациентов с деменцией

Нейропсихологическая диагностика и лечение пациентов с деменцией

В статье обсуждаются нейропсихологические методы диагностики когнитивных нарушений. Приводятся данные об опыте применения мемантина (Акатинола мемантина) при деменции различного генеза. Анализируется эффективность немедикаментозных методов терапии деменции, включая когнитивный тренинг.

Ключевые слова

Об авторе

Гришина Динара Александровна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нервных болезней и нейрохирургии

Список литературы

1. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике. Неврологический журнал, 2006, 11(S1): 4–12.

2. Яхно Н.Н., Захаров В.В., Локшина А.Б., Коберская Н.Н., Мхитарян Э.А. Деменции. Практическое руководство для врачей. М.: МЕДпрессинформ, 2011. 272 c.

3. Парфенов В.А., Захаров В.В., Преображенская И.С. Когнитивные расстройства. М.: Ремедиум, 2014.

4. Diagnostic and statistical manual of mental diseases. V ed. (DSM-V). London: American Psychiatric Association, 2013.

5. Яхно Н.Н., Захаров В.В., Коберская Н.Н., Мхитарян Э.А., Гришина Д.А., Локшина А.Б. и др. «Предумеренные» (субъективные и легкие) когнитивные расстройства. Неврологический журнал, 2017, 22(4): 198–204.

6. Prince M, Comas-Herrera A, Knapp M, Guerchet M, Karagiannidou M. World Alzheimer report 2016: improving healthcare for people living with dementia. London: Alzheimer’s disease international, 2016.

7. Захаров В.В. Всероссийская программа исследований эпидемиологии и терапии когнитивных расстройств в пожилом возрасте («Прометей»). Неврологический журнал, 2006, 11: 27–32.

8. Яхно Н.Н., Преображенская И.С., Захаров В.В., Степкина Д.А., Локшина А.Б., Мхитарян Э.А. и др. Распространенность когнитивных нарушений при неврологических заболеваниях (анализ работы специализированного амбулаторного приема). Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 2012, 2: 30–35.

9. Захаров В.В., Вознесенская Т.Г. Нервно-психические нарушения: диагностические тесты. М.: МЕДпресс-информ, 2013. 320 с.

10. Левин О.С. Алгоритмы диагностики и лечения деменции. М.: МЕДпресс-информ, 2014. 192 с.

11. Степкина Д.А., Захаров В.В., Яхно Н.Н. Синдром первичной прогрессирующей афазии. Неврологический журнал, 2014, 5: 22-28.

12. Парфенов В.А., Старчина Ю.А., Яхно Н.Н. Эпросартан (Теветен) в профилактике повторного инсульта и когнитивных нарушений. Неврологический журнал, 2007, 12(1): 46–51.

13. Skoog I, Gustafson D. Clinical trials for primary prevention in dementia. Dementia therapeutic research ed. by K. Rockwood, S. Gauthier. London, New York: Taylor a Francis, 2006: 189–212.

14. Novakovic D, Feligioni M, Scaccianoce S, Caruso A, Piccinin S, Schepisi Ch et al. Profile of gantenerumab and its potential in the treatment of Alzheimer’s disease. Drug Design, Development and Therapy, 2013, 7: 1359-1364.

15. Гаврилова С.И. Фармакотерапия болезни Альцгеймера. М.: Пульс, 2003.

16. Дамулин И.В., Яхно Н.Н. Болезнь Альцгеймера и сосудистая деменция. М., 2002. 85 c. /Damulin IV, Yakhno NN. Alzheimer’s disease and vascular dementia. M., 2002. 85 c.

17. Levin DA, Langa KM. Vascular cognitive impairment: disease mechanisms and treatment implications. Neurotherapeutics, 2011, 8 (3): 361–73.

18. Qaseem A, Snow V, Cross JT Jr, Forciea MA, Hopkins R Jr, Shekelle P. et al. Current pharmacologic treatment of dementia: a clinical practice guideline from the American College of Physicians and the American Academy of Family Physicians. Ann Intern Med, 2008, 148: 370-378.

Читайте так же:
Опросник на тревожность спилберг ключ

19. Sperling RA, Aisen PS, Beckett LA, Bennett DA, Craft S, Fagan AM et al. Toward defining the preclinical stages of Alzheimer’s disease: recommendations from the National Institute on Aging and the Alzheimer’s Association workgroup. Alzheimers Dement, 2011, 5: 280-292.

20. Godyn J, Jonczyk J, Panek D, Malawska B. Therapeutic strategies for Alzheimer’s disease in clinical trials. Pharmacological Reports, 2016, 68(1): 127-138.

21. Mark LP, Prost RW, Ulmer JL, Smith MM, Daniels DL, Strottmann JM et al. Pictorial review of glutamate excitotoxicity: Fundamental concepts for neuroimaging. Amer J Neuroradiol, 2001, 22: 1813-1824.

22. Cowburn R, Hardy J, Roberts P, Briggs R. Presynaptic and postsynaptic glutamatergic function in Alzheimer’s disease. Neurosci Lett, 1998, 86: 109-113.

23. Tariot PN, Farlow MR, Grossberg GT, Graham SM, McDonald S, Gergel I. Memantine treatment in patients with moderate to severe Alzheimer disease already receiving donepezil: a randomized controlled trial. JAMA, 2004, 291: 317-324.

24. Aarsland D, Ballard C, Walker Z, Bostrom F, Alves G, Kossakowski K. et al. Memantine in patients with Parkinson’s disease dementia or dementia with Lewy bodies: a double-blind, placebocontrolled, multicentre trial. Lancet Neurol, 2009, 8: 613–618.

25. Orgogozo JM, Rigaud AS, Stöffler A, Möbius HJ, Forette F: Efficacy and safety of memantine in patients with mild to moderate vascular dementia: a randomized, placebo-controlled trial (MMM 300). Stroke, 2002, 33: 1834–1839.

26. Petersen KA. Compliance and practical considerations in the management of Alzheimer’s disease with memantine. Eur J Neurology, 2007, 14(1): 1107.

27. Яхно Н.Н., Преображенская И.С., Захаров В.В., Мхитарян Э.А. Эффективность мемантина у пациентов с недементными когнитивными расстройствами. Результаты многоцентрового клинического наблюдения. Неврологический журнал, 2010, 2: 52–58.

28. Парфенов В.А. Ранняя диагностика и лечение болезни Альцгеймера. Медицинский совет, 2015, 5: 28–33. /Parfenov VA. Early diagnosis and management of Alzheimer’s disease. Meditsinsky Sovet, 2015, 5: 28–33.

29. Mendiola-Precoma J, Berumen LC, Padilla K. Therapies for prevention and treatment of Alzheimer’s disease. BioMed research international, 2016: 17.

30. Olazaran J, Muniz R, Reisberg B et al. Benefit of cognitive-motor intervention in MCI and mild-to-moderate AD. Neurology, 2004, 63 (12): 2348–2353.

Для цитирования:

Гришина Д.А. Нейропсихологическая диагностика и лечение пациентов с деменцией. Медицинский Совет. 2018;(18):16-22. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2018-18-16-22

For citation:

Grishina D.A. Neuropsychological testing in the diagnosis and management of patients with dementia. Meditsinskiy sovet = Medical Council. 2018;(18):16-22. (In Russ.) https://doi.org/10.21518/2079-701X-2018-18-16-22

Creative Commons License

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Физическая активность

Ученые проанализировали данные 16 РКИ, сравнивавших физическую активность с контрольной группой. Не получено достаточного количества доказательств, говорящих об улучшении когнитивных функций на фоне аэробных тренировок, тренировок с сопротивлением или тай чи.

При этом слабый уровень доказательности в улучшении некоторых когнитивных исходов наблюдался при мультикомпонентном воздействии: физическая активность, диета и когнитивный тренинг.

Читайте так же:
Правое полушарие мозга и заикание

Когнитивная реабилитация: нелекарственные методы

После инсульта часто развиваются нарушения, называемые когнитивными. Ухудшается или нарушается функционирование таких сложных процессов, как:

  • управление собственным вниманием;
  • восприятие окружающего мира;
  • скорость обработки информации;
  • способность к целенаправленной деятельности;
  • память на слова, то есть вербальная память;
  • память на образы, то есть визуальная память;
  • речь.

Инсульт удваивает риск тяжелых нарушений в работе перечисленных функций, при этом увеличивается риск развития не только сосудистой деменции, но и деменции альцгеймеровского типа. (В обоих случаях происходит утрата даже простейших навыков самообслуживания.) Поэтому так важно заниматься не только восстановлением привычных для больного движений – физической реабилитацией, но и реабилитацией когнитивной.

Когнитивная реабилитация после инсульта

Когнитивная реабилитация нацелена на восстановление работы памяти, мышления, речи и других когнитивных функций, затронутых инсультом. Если вы обеспокоены какими-либо изменениями в работе памяти, восприятия или внимания, вы можете обсудить текущую ситуацию с нашими онлайн-консультантами, задав вопрос в рубрике «Вопрос специалисту» по ссылке https://s.spadys.ru/questions.

Если полное восстановление невозможно, когнитивная реабилитация помогает человеку, перенесшему инсульт, овладеть стратегиями, которые будут компенсировать возникшие нарушение. Также предполагается, что в ходе когнитивной реабилитации перенесший инсульт человек освоит адаптивные методики и оборудование, которые будут снижать его зависимость от внешней помощи.

Восстановление памяти после инсульта (видео)

Социальный проект Спадис проводит медико-образовательный цикл «Школа восстановления после инсульта Спадис» о реабилитации и профилактике повторных инсультов. Цикл состоит из онлайн-занятий, каждое из которых посвящено какой-либо теме, связанной с жизнью после инсульта. Онлайн-занятия ведут лучшие специалисты России: неврологи, логопеды, психотерапевты, реабилитологи.

Представляем вашему вниманию запись одного из таких онлайн-занятий, которое рассказывает о причинах нарушения памяти после инсульта. Онлайн-занятие ведет доктор Елена Евгеньевна Васенина, невролог, кандидат медицинских наук, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России:


Адаптивные методики для улучшения памяти

Самым простым примером таких методик являются:

  • записи-напоминалки на самоклеящихся листках;
  • сигналы-напоминания от приложений в электронных устройствах.

Проблема в том, что их использование само по себе является задачей для памяти. Именно пациенты, нуждающиеся в них больше всего, имеют самые большие проблемы с их применением. Одним из решений этой проблемы может стать использование текстовых сообщений с напоминаниями на мобильных устройствах. Они могут значительно снизить число невыполненных по забывчивости дел и облегчить процесс планирования действий у пациентов, перенесших инсульт. Обсудить эффективность таких методик можно в рубрике «Общение», https://s.spadys.ru/discussions , где также можно поделиться своим опытом использования различных техник, спросить совета и получить ценную рекомендацию от тех, кто тоже восстанавливается после перенесенного инсульта.

Однако достаточного числа научных доказательств, позволяющих установить эффективность когнитивной реабилитации при нарушениях памяти, пока получено не было.

В руководствах по когнитивной реабилитации Европейской федерации неврологических обществ говорится о вероятной эффективности электронных средств внешней памяти, таких как компьютеры, системы оповещения и портативные голосовые секретари, и о возможной эффективности неэлектронных средств внешней памяти, таких как ежедневник или блокнот. Сообщается, что эффективность электронных средств представляется более высокой, по сравнению с эффективностью неэлектронных. Также отмечается возможный благоприятный эффект от использования средств создания виртуальной реальности для восстановления зрительной и словесной памяти, а также пространственной ориентации.

Читайте так же:
Таблица сравнительная характеристика неврозоподобной и невротической форм заикания

Согласно существующим данным, можно заключить, что:

  1. Пациентам с умеренными расстройствами памяти в качестве стандартной практики рекомендовано обучение стратегиям запоминания, включающим использование внутренних мнемонических приемов (например, формирование зрительных образов, повторение с интервалами) и внешних средств компенсации (например, блокнотов, электронных систем напоминания).
  2. Пациентам с тяжелыми нарушениями памяти в качестве стандартной практики рекомендовано использование внешних средств компенсации, включая вспомогательные технологии, с непосредственным воздействием на повседневную активность.
  3. У пациентов с тяжёлыми нарушениями памяти для овладения специфическими навыками или знаниями могут эффективно применяться методики безошибочного обучения, однако их использование ограничено восстановлением старых навыков и менее эффективно в овладении новыми навыками.

В ряде исследований показана польза различных стратегий когнитивного тренинга для улучшения у пациентов, перенесших инсульт, таких специфических аспектов памяти, как:

  • воспроизведение зрительно-пространственной информации;
  • вербальная память, то есть память на слова;
  • проспективная память, то есть память на намерения и запланированные действия;
  • кратковременная память;
  • контроль внимания.

Восстановление внимания после инсульта

Систематические обзоры большого числа качественных исследований показывают, что важную роль в восстановлении дефицита внимания и скорости обработки информации могут играть занятия по когнитивной реабилитации. Эффект наблюдается как непосредственно после проведения терапевтического сеанса, так и при последующем наблюдении. Узнайте больше о таких занятиях у врача, который специализируется на когнитивных нарушениях (см. карту «Врачи в вашем городе» — https://s.spadys.ru/specialists).

Восстановление повседневных навыков

Впрочем, данные об эффективности когнитивной реабилитации для восстановления утраченных навыков повседневной активности продолжают носить ограниченный характер. Наиболее плодотворным, по данным одного из обзоров, выступает реабилитация, основанная на личном контакте. Онлайн-занятия и компьютерный тренинг уступают в эффективности непосредственному общению с тренером. Если вам нужна очная консультация врача-реабилитолога, который работает в вашем городе, вы можете найти контакты такого доктора с помощью нашей карты «Врачи в вашем городе» — https://s.spadys.ru/specialists.

В целом, сегодня в значительно большей степени изучено скорее сиюминутное влияние терапии на качество выполнения стандартных психоповеденческих тестов. Только в нескольких исследованиях проводилась оценка продолжительности лечебных эффектов или их значимости для повседневной жизнедеятельности.

Физические упражнения и когнитивная реабилитация

В последнее время с целью улучшения когнитивных функций после инсульта стали уделять больше внимания использованию физических упражнений. Анализ многочисленных исследований показал, что физическая активность оказывает плодотворное воздействие на когнитивный статус, а именно:

  • способствует росту когнитивного резерва мозга;
  • препятствует развитию воспалительных процессов;
  • защищает нейроны от повреждений.

Физические упражнения способствуют восстановлению когнитивных способностей у пациентов старшего возраста.

Предложен ряд механизмов, объясняющих влияние упражнений на когнитивную деятельность пациентов с инсультом, а именно:

  • увеличение церебрального кровотока;
  • усиление экспрессии факторов роста;
  • снижение симптомов депрессии.

Большой систематический обзор работ, в ходе которых оценивался эффект физической активности или вмешательств, связанных с выполнением упражнений, на когнитивные функции пациентов после инсульта, показал существование достаточно продолжительного, хотя и относительно небольшого, благоприятного влияния упражнений на когнитивные функции. В некоторых исследованиях были выявлены специфические положительные эффекты в виде улучшения памяти.

Читайте так же:
Эмоциональная лабильность при деменциях

Таким образом, можно заключить, что программы физических упражнений могут рассматриваться в качестве вспомогательной терапии, улучшающей когнитивные функции и память после инсульта. Кроме физических упражнений, позитивное влияние могут оказывать и обычные упражнения, направленные строго на тренировку функции памяти. Комплекс таких упражнений вы можете найти в нашей рубрике «Упражнения» — https://s.spadys.ru/exercises/34 .

Обогащённая среда и когнитивная реабилитация

В одном из исследований ученые попробовали изменить окружающую обстановку, в которой находились пациенты, проходящие постинсультную реабилитацию, оснастив помещение компьютером, интернетом, книгами, играми и игровыми приставками, позволяющими создавать виртуальную реальность. При этом персонал поощрял пациентов использовать предоставленные им возможности. Это позволило увеличить вовлечённость пациентов в когнитивный тренинг и увеличить время активного досуга.

91573a6456650988bf982308219c505a6bf2c25d.jpg

Интересные результаты дало исследование, авторы которого попытались выяснить, может ли ежедневное прослушивание музыки ускорить восстановление когнитивных функций пациентов, перенесших инсульт. Два месяца ежедневно по 95 минут осуществлялось прослушивание выбранной с учетом пожеланий пациентов музыки. После этого наблюдалось более заметное улучшение вербальной памяти, концентрации внимания и снижение симптомов депрессии по сравнению с группами, в которых не было организовано прослушивание музыки либо велось прослушивание аудиокниг.

Отметим также небольшое исследование, в ходе которого пациентам перенесшим острый инсульт, предлагались игры, развивающие движения в ослабленной конечности. Пример такой игры — подъём руки для остановки летящего в ворота мяча. После четырёх недель использования игровой приставки в виде получасовых сессий по 3 раза в неделю у пациентов улучшились зрительное внимание и краткосрочная зрительно-пространственная память.

Специалисты также считают, что тренинги с применением виртуальной реальности могут использоваться для реабилитации ряда когнитивных функций, однако их эффективность окончательно не установлена (класс доказательства IIb, уровень доказательности С).

В целом же, полученные результаты позволяют относить обогащение окружающей среды, которое увеличивает степень вовлечённости пациента в когнитивную деятельность, к числу рекомендованных методов.

Нарушения речи и нарушения восприятия

Более подробно о других когнитивных нарушениях, в частности о нарушениях речи и восприятия (афазия и синдром неглекта), а также о методах их коррекции, можно прочитать на нашем сайте в подборке материалов о когнитивных нарушениях.

Почему развиваются вышеуказанные заболевания?

В зависимости от группы заболеваний, могут влиять генетическая предрасположенность, возраст, сердечно-сосудистые заболевания (артериальная гипертензия, сахарный диабет, повышенный уровень холестерина/гиперхолетсеринемия, инсульты), гипергомоцистеинемия, черепно-мозговая травма, низкий уровень образования, выраженные тревожно-депрессивные расстройства.

Все эти процессы изначально приводят к повышенному риску отложения определенного белка-амилоида, и ,как следствие, к болезни Альцгеймера.

Что касается генетической предрасположенности, здесь не всё изучено, но, не вдаваясь глубоко в подробности, на примере болезни Альцгеймера, более-менее понятно, что 3 из 4 генов кодируют определенные пептиды, ферменты и, соответственно, влияют на метаболизм амилоида. Говоря о сердечно-сосудистых заболеваниях, гиперхолестеринемии нельзя не упомянуть, что они являются не только риском развития болезни Альцгеймера, но и когнитивных нарушений сосудистого генеза. Происходит это за счет образования атеросклеротических бляшек, изменения свойств сосудистой стенки, приводящих к ее хрупкости, и, как следствие, к инсульту/инфаркту. А последние, продвигаясь к следующему фактору риска развития когнитивных нарушений, в свою очередь, при поражении отделов, отвечающих за познавательные функции, к когнитивным нарушениям.

Читайте так же:
Методика исследования уровня тревожности младших школьников

В связи с этим понятно, почему врачи всего мира так озабочены профилактикой сердечно-сосудистых и других заболеваний, приводящих к риску развития не только инфаркта/инсульта, но и деменции.

А вот с черепно-мозговой травмой не всё так очевидно, как может показаться. По данным некоторых исследований в результате вторичных по отношению к травме изменений, сопровождающихся воспалительными изменениями, у людей с определенной генетической предрасположенностью отмечается отложение белка-амилоида. Однако, несмотря на воспалительные изменения, о приеме традиционных противовоспалительных препаратов речи не идет (они неэффективны).

Что же касается уровня образования, то здесь следует говорить о формировании в течение жизни когнитивного резерва, который проявляется появлением новых связей в головном мозге. Именно поэтому на развернутых стадиях заболевания у людей с высоким когнитивным резервом не выявляются когнитивные нарушения, а появляются уже существенно позже.

Применение и выводы

  • С одной стороны, Категория игры, которая подразделяется на Когнитивные игры (работающие над когнитивными и умственными способностями пользователя), Физические игры (способствующие физической активности пользователя) и Социально-эмоциональные игры (способствующие установлению связей с другими пользователями).
  • С другой стороны, Тип игры, подразделяющийся на Превентивные игры (которые поддерживают активность пользователя с целью замедления развития симптомов деменции), Реабилитационные игры (которые обладают терапевтической функцией и направлены на восстановление здоровья пользователя), Оценочные игры (которые предоставляют прямые данные о состоянии здоровья пользователя) и Образовательные игры (которые направлены на просвещение пользователя о заболевании деменцией, а также на повышение его осведомлённости о преодолении ситуаций, связанных со слабоумием).
  • И, наконец, Тип пользователя, подразделяющийся на Потенциальные пациенты (люди, которым не поставлен диагноз деменция или подобный, но состояние здоровья которых находится на критическом уровне либо они относятся к группе риска), Пациенты (люди, которым поставлен диагноз «деменция» того или иного типа), Широкая публика (часть населения, не имеющая непосредственное отношение к деменции) и Специалисты в области здравоохранения (люди, которые не являются пациентами, но жизнь которых профессионально связана с деменцией, такие как научные исследователи, специалисты, работники здравоохранения и лица, ухаживающие за больными).

В связи с тем, что наиболее распространёнными симптомами деменции являются проблемы с памятью, рассуждением, коммуникацией, ориентацией и повседневной адаптацией, а также изменения личности, тревожность, депрессия, подозрительность, галлюцинации и компульсивное поведение, игры, направленные на работу с когнитивными способностями, приобретают особое значение. Упражнения CogniFit, согласно таксономии SG4D, относятся к когнитивным играм для профилактики деменции у потенциальных пациентов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector