Консультации для дефектолога по заиканию
Консультации для дефектолога по заиканию
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Статья:
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена «трудных» слов «легкими» (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). Заикание у детей чаще всего возникает от 2 до 5 лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, важно не пропустить первые признаки заикания:
— ребёнок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
— употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); — повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
— вынужденные остановки в середине слова, фразы;
— затруднения перед началом речи.
Причиной появления заикания является ослабленность нервной системы. Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.
К предрасполагающим причинам относят:
— иногда заикание появляется после ряда перенесенных инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен;
-часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации- постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей;
— к заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима);
— нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами «расскажи», «повтори» и часто заставляют говорить напоказ.
Иногда у детей, начавших поздно говорить (в возрасте трех лет) одновременно с бурным развитием речи возникает заикание. Следует иметь ввиду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.
Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
Логопед – дефектолог
Специальность логопеда-дефектолога сегодня является одной из самых востребованных. Специалисты данной квалификации занимаются коррекцией речи. Они работают с пациентами разных возрастных групп, у которых есть отклонения в речевом развитии. Они могут сопровождаться неврологическими расстройствами, а также проблемами слуха и зрения. Логопед — дефектолог в процессе занятий помогает таким детям адаптироваться к условиям жизни в обществе.
Главные задачи логопеда-дефектолога
Данная специальность соединяет в себе сразу несколько дисциплин – медицину, психологию и социологию.
Главная задача логопеда – это коррекция речи у детей и взрослых пациентов, имеющих отклонения в психическом и физиологическом развитии. Он занимается устранением сопровождаемых психическими и физиологическими нарушениями дефектов развития:
- афонии, дисфонии и прочих нарушений речевой звучности;
- заикания;
- картавости;
- гнусавости;
- разных видов дислексии (нарушения навыков правильного чтения);
- разных форм алалии (задержки речи);
- аутизма;
- ДЦП (детский церебральный паралич);
- гиперактивности;
- синдрома дефицита внимания;
- задержки умственного развития;
- глухоте, слепоте;
- нарушениях неврологического характера т. д.
Все перечисленные состояния нуждаются в профессиональном наблюдении, а их коррекция возможна при содействии опытного логопеда-дефектолога.
Детский логопед-дефектолог: в каких случаях следует обращаться за профессиональной помощью
Определить вид нарушения способен лишь специалист, хорошо разбирающийся в этой области. Поэтому поводом для посещения занятий с логопедом — дефектологом могут служить следующие отклонения в речевом развитии:
- если ребенок 7-8 месяцев не реагирует на обращенную к нему речь;
- когда годовалый малыш вообще не произносит отдельных слов;
- при полном отсутствии речи у малыша от двух лет и старше;
- если к 2,5 годам ребенок не умеет складывать слова в простые предложения;
- при нарушении концентрации внимания, если речь ребенка состоит из обрывков слов и др.
Другие отклонения от нормы в речевых навыках, как и необъяснимая детская агрессия, тоже нуждаются в консультации специалиста. Например, логопеды-дефектологи занимаются с детьми, у которых ДЦП протекает в сочетании с параличом либо парезами. Эти сопутствующие основному заболеванию явления вызывают нарушения мимики, глотательной функции. В результате ребенок испытывает трудности при произношении слов. Часто его речь состоит из отдельных слогов и обрывочных фраз. Такое состояние требует длительной коррекции.
Родителям важно знать, что со временем имеющиеся дефекты речи будут обретать более тяжелые формы. Поэтому нужно позаботиться о своевременной диагностике и корректирующих занятиях с профессиональным логопедом. Только при выполнении этого условия есть шансы решить проблему.
Хороший дефектолог – как должны проходить занятия?
Специалист данного профиля проводит обследование ребенка, а потом на основе полученных результатов определяет его способности к обучению. При выявлении отклонений в развитии составляется индивидуальный план мероприятий, направленных на устранение нарушений в развитии.
В процессе занятий педагог-дефектолог основной акцент делает на развитие памяти, внимания, способности мыслить. Иными словами, его внимание направлено на психическую деятельность ребенка.
Развитие коммуникативных способностей
Занятия в этом направлении показаны для детей определенного возраста. Обычно для восполнения пробелов в развитии дошкольников дефектолог проводит с ними занятия в игровой форме. При работе со школьниками упор делается на освоении навыков чтения и письма.
Прием у специалиста: первый визит
При первом визите специалист оценивает уровень речевого развития малыша. При этом обязательно учитывается возраст пациента, проводится беседа с родителями. Также подробно изучается медицинская карта ребенка. Отдельное внимание уделяется анамнезу и перенесенным заболеваниям. Потом на основе полученных данных дефектолог составляет индивидуальный план лечения, а родителям дает полезные рекомендации для домашнего обучения.
Нужно помнить, что положительный результат лечения можно получить только при регулярных занятиях.
Специалист поможет маленькому пациенту избавиться от проблем в легкой игровой форме, что во многом облегчит последующее обучение и способствует нормальному, полноценному развитию Вашего ребенка.
Приходите на групповые или индивидуальные занятия с квалифицированным логопедом-дефектологом, сурдопедагогом-дефектологом Кононовой Надеждой Вячеславовной в клинику «Гарантия».
Когда нужна консультация логопеда-дефектолога?
Многие родители не знают о том, что это такое нарушения речи и как они могут проявляться. Однако именно своевременное внимание к тревожным симптомам может в разы повысить шансы вашего ребенка на правильную устную и письменную речь. Консультация специалиста может понадобиться в следующих случаях:
отсутствие у ребенка 7-8 месяцев реакции на обращенную к нему речь;
годовалый ребенок не может сказать простые, короткие слова, такие как «мама», «папа», «дай» и так далее;
отсутствие речи у ребенка в возрасте 2 лет и старше;
неумение формулировать слова в простые предложения (после 2,5 лет);
наличие проблем с глотанием, мимикой;
искаженное чувство ритма;
склонность ребенка к сокращению слов до слогов;
произношение слов и предложений по слогам;
нарушения концентрации, внимания, памяти;
склонность к агрессии или апатии.
При первичном приеме специалиста он соберет всю необходимую информацию о начале и развитии имеющихся отклонений. Важно отвечать на вопросы логопеда-дефектолога максимально откровенно, так как от этого зависит стратегия проведения последующих занятий. Могут также понадобиться дополнительные методы исследования, такие как электроэнцефалография, допплерография головного мозга и другие, в зависимости от сопутствующей симптоматики.
Длительность и регулярность встреч со специалистом определяется строго в индивидуальном порядке в зависимости от имеющихся у ребенка проблем и степени их выраженности. Логопед-дефектолог составит план индивидуальной работы, направленный на улучшение состояния речевого и психического развития ребенка.
Чтобы добиться положительных результатов, занятия должны быть регулярными.
Родителям следует запомнить, что кроме занятий с логопедом-дефектологом должна проводиться серьезная работа с ребёнком на дому, в виде регулярных развивающих игр и выполнения домашних заданий, которые дает специалист после каждого занятия.
Этапы работ
Лечение заикания у детей
В наших условиях лечение заикания у детей происходит в несколько последовательных этапов:
- Диагностический: лечение заикания как и любого прочего дефекта речи, начинается с полнейшего обследования, в ходе проведения которого окончательно утверждается диагноз и прогнозируется план коррекционных работ;
- Коррекционный этап подразумевает лечение постановкой нарушенных звуков, их последующей дифференциацией и автоматизацией. Занятия производятся как индивидуально, так и маленькими группами;
- Лечение заикания у детей заканчивается оценочно-контрольным этапом, на протяжении которого логопедом проверяется автоматизация звука в ежедневной разговорной речи.
Лечение дислексии у детей
Дислексия – это частичная неспособность к освоению навыков правописания, чтения, имеющая неврологическую природу.
Для лечения дислексии у детей используются индивидуально подобранные специальные программы. Мы проводим тренировки познавательных функций, занятия по развитию навыков определения фонем, беглости использования и расширения словарного запаса, владения голосом, закрепляем навыки грамотного чтения. Также используем различные корректирующие упражнения, технические средства и альтернативные методы обучения.
Факт: 3 года и 2 месяца — самый продолжительный срок занятий студийца от момента поступления в РР до окончания занятий Все факты
Как проходят занятия?
Стандартный сеанс длится 50 минут.
При необходимости возможно проведение дополнительных консультаций с представителями смежных специальностей.
Итак, первым этапом работы является диагностика. Прежде всего собирается анамнез. Клиент отвечает на вопросы о развитии его речи в разные периоды жизни. Также уточняются моменты, которые могли повлиять на изменения в звукопроизношении, четкости речи и т.д.
Бывает и такое, что пациент уверен наверняка в своих речевых нарушениях. А на деле оказывается, что у него все в порядке. И наоборот, патология обнаруживается случайно. Поэтому так важно посетить специалиста в любом возрасте для проведения диагностики.
После сбора анамнеза пациент читает предложенный текст. В это время логопед-дефектолог внимательно слушает читающего и наблюдает за ним. Это позволяет заметить интересующие дефекты: произношение, темп и плавность речи, интонационную окраску.
После прочтения начинается осмотр полости рта, оценивается прикус и анатомические особенности языка.
В итоге пациент получает подробное и четкое описание того, что нарушено и над чем необходимо работать. Составляется совместно разработанный план действий. Устанавливается определенное количество сеансов и форма оценки результата.
В случаях, когда нет возможности дать клиенту абсолютную гарантию полного выздоровления, врач заранее предупреждает человека об этом.
Интервью с логопедом нашего центра — Коваленко Т.А.
Если план лечения утвержден и стороны договорились о терапии, наступает первое занятие. Сразу начинается работа над постановкой звуков, правильным дыханием. На этом же занятии возможно проведение логопедического массажа.
Далее занятия проходят в соответствии с утвержденным планом.
Важно! Пропуски занятий недопустимы. Это может повлиять на результат терапии. В работе над речью важна системность.
Когда нужно обращаться к детскому врачу дефектологу
- Отсутствие или задержка гуления и лепета.
- Ограниченный словарный запас в раннем и дошкольном возрасте;
- Отсутствие фразового общения, общение отдельными словами или жестами.
- Избегание ситуаций речевого общения.
- Избирательность в контакте с близкими людьми.
- Невнимательность, неусидчивость;
- Трудности в узнавании и назывании знакомых предметов;
- Трудности запоминания полученной информации;
- Отсутствие желания выполнять просьбы (задания), игнорирование их;
- Слабые, неустойчивые, нестабильные эмоциональные реакции;
- Трудности обучения в дошкольном учреждении;
- При подготовке к школьному обучению