Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возрастаконсультация по коррекционной педагогике по теме

Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике по теме

Наталья Васильевна Соколова

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игра на песке может служить тревожному ребенку жизненно важной поддержкой, а также средством выражения себя на доступном уровне.

Какими методами работает арт-терапия

Специалист выбирает, какой метод арт-терапии использовать, в зависимости от потребностей и особенностей клиента. Рассмотрим самые популярные.

Изотерапия

Одно из самых распространенных направлений арт-терапии (в ее широком понимании), в силу своей универсальности в работе с разными проблемами и клиентами. Изотерапия практически не имеет ограничений и противопоказаний. Этот метод предлагает работу с рисунком, коллажем и другим изобразительным творчеством.

Зачастую он включает проведение диагностики состояния человека и дальнейшую коррекцию при помощи изобразительного искусства. Клиент рисует, а специалист помогает обнаружить внутренний смысл и решение проблемы, найденное с помощью рисунка. В рамках изотерапии применяется не только рисование, но и монотипия (изображения на стекле), техника раздувания краски, рисование на мокрой бумаге и т.д.

Метод подходит для индивидуальной, парной и групповой работы. В основе лежат понятия «бессознательного» и «сознательного контроля» — частей сознания, которые контролируют все, что мы говорим. Однако наши мыслительные образы такому контролю не поддаются. Поэтому в рисунках проявляется то, что человек чувствует и думает на самом деле, а также его бессознательное.

Доказана эффективность метода в работе как со взрослыми, так и с детьми. Это объясняется тем, что у ребенка более яркое воображение, он более подвижен, чаще обращает внимание на мелкие детали. Дети чаще выражают в рисунке эмоции, которые не могут объяснить словами.

Популярное среди детей упражнение — «Каракули». Ребенок рисует хаотичные непрерывные линии на бумаге (каракули) и находит в них образ. Этот образ отражает его внутренние конфликты.

Метод арт-терапии используется для коррекции невротических психосоматических нарушений, в работе с трудностями в социальной адаптации, с внутрисемейными конфликтами.

Музыкотерапия

Исследования доказали , что музыка влияет на мозг частотой звука и частотой смены ритма. Она вызывает два типа эмоций: распознаваемые и испытываемые. Это значит, что когда человек слушает агрессивную музыку, он распознает передаваемую эмоцию (распознаваемые эмоции). Но не всегда сам будет ее испытывать (испытываемые эмоции).

Также музыка влияет на биологические процессы в организме человека. Спокойная музыка замедляет пульс, выравнивает дыхание, стабилизирует давление, а дребезжащая и визгливая, наоборот, повышает тревожность и вызывает панику. Например, существует научно доказанный «эффект Моцарта» — музыка известного композитора благотворно влияет на мозг и физическое самочувствие человека.

4 метода арт-терапии с доказанной эффективностью

Сеанс музыкотерапии проходит следующим образом. Клиент слушает композицию (рецептивная музыкотерапия), или играет на музыкальном инструменте (активная форма музыкотерапии). Или выполняет во время звучания мелодии специальные упражнения.

Например, детям с ограниченными возможностями предлагают под особую музыку представить себя океаном и выполнять движения, похожие на волны. Это упражнение успокаивает нервную систему, развивает воображение, активизирует работу мозга. В конце упражнения его результаты обсуждаются с арт-терапевтом.

Драматерапия

Иногда этот метод называют театротерапия. У драматерапии существует несколько подвидов: терапевтический театр, психодраматические группы поддержки, драматизация сновидений, средневековый театр, комедия дель арте и т.д. Основной рабочий прием — драматизация (разыгрывание сюжетов).

Драматерапию используют при групповой терапевтической работе со взрослыми и детьми. Участники пробуют себя на сцене. Разыгрываться могут и простые жизненные ситуации (например, конфликт с ребенком, мужем или начальником), и сложные экзистенциальные вопросы (например, «Для чего я живу?»). Примеряя на себя разные роли, клиент может осознать и выразить подавленные чувства и эмоции, по-другому посмотреть на болезненные события, изменить поведенческие стратегии и т.д.

Читайте так же:
Атрофия мышц при деменции

Известное упражнение в драматерапии — «Живая скульптура», когда участникам предлагается ее изобразить. Поза и мимика статуи должны отражать внутреннее состояние человека. И даже если участник пытается скрыть свои чувства, тело обмануть он не сможет.

Применяется при работе с ПТСР, межличностными и внутриличностными проблемами, кризисными ситуациями, соматическими заболеваниями, пограничными расстройствами. Доказана эффективность драматерапии как самостоятельного метода реабилитации людей с зависимостями (игровая, наркотическая, алкогольная).

Песочная терапия

В арт-терапию метод песочной терапии пришел из юнгианского анализа. Он стал популярным, потому что, в отличие от других методов (изотерапия, драматерапия), клиенту проще с ним работать.

Метод активно применяется в работе с травмирующими переживаниями довербального периода (когда ребенок еще не говорит). Исследования доказали , что в этот период весь психотравмирующий опыт обрабатывается не корой головного мозга, а более ранними его структурами. Хранятся такие воспоминания в имплицитной (бессознательной) памяти не в виде слов, а виде абстрактных образов. Поэтому и работают с этой информацией невербальным символическим методом.

4 метода арт-терапии с доказанной эффективностью

Когда песочная терапия стала использоваться специалистами, далекими от юнгианского анализа, некоторые правила ее работы изменились. Например, психолог перед началом работы дает инструкцию, а в юнгианской песочной терапии специалист не говорит, как действовать.

На сеансе песочной терапии клиент выставляет фигурки в специальной терапевтической песочнице. Они изображают разные аспекты жизни: людей, животных, природные и фантастические объекты и т.д. Человек выстраивает ситуацию, которая его беспокоит, проигрывает модели ее решения, выбирает фигурки людей или животных для обозначения себя и близких. А потом объясняет, почему он выбрал для себя, например, тигра, а для своей мамы — фигурку змеи.

В работе с детьми песочную терапию совмещают с рисованием песком. Этот метод развивает мелкую моторику и позволяет детям, особенно с проблемами в речи, выразить эмоции и чувства.

Коррекция тревожности методом песочной терапии

Психотерапия с использованием песка. Психолог в Киеве

Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе. (с) Карл Густав Юнг.

Итак, что такое песочная терапия?

История метода

Техника «песочной терапии» или sandplay (от анг. «игра в песке») возникла и широко используется сегодня в рамках юнгианского аналитического подхода. В ее основе лежит техника активного воображения, предложенная К.Юнгом.

Началом использования песочного поля в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Тогда в работе с детьми психологи стали использовать игрушки и миниатюры. Они пытаясь найти психологический смысл в игровых сюжетах и композициях.

Продолжая эти поиски примерно в 40-х годах в Швеции Шарлотта Бюлер используя приемы работы с песком в психологической практике разработала свой «тест мира». Другое его название — «Erica метод». Он до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент. Позднее, на его основе был разработан новый терапевтический метод юнгианской песочной терапии или sandplay. Он соединил в себе арт-техники и техники игровой терапии. А его создателем считается ученица Карла Юнга, швейцарский аналитик Дора Калф. Она же стала родоначальницей песочной терапии как отдельного психотерапевтического направления.

В дальнейшем данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Сегодня метод песочной терапии используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям, взрослы, парам, семьям, в индивидуальной и групповой работе. Метод полезен в психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии и юнгианском анализе. Также он эффективен в отношении различных проблем и нарушений, сочетается с другими методами и используется различными школами и направлениями практической и теоретической психологии.

Как происходит работа методом sandplay?

Клиенту предлагаю построить в песке композицию. Для этой цели в кабинете психолога присутствуют один или несколько лотков со специальным очищенным песком, вода и коллекция из сотен маленьких игрушек.

Читайте так же:
Как лечить заикание у девочки

Клиент начинает строить свою картину. Тема картины, как правило, задается писхологом в зависимости от терапевтической задачи (например, это может быть картина «Мой мир», «Моя мечта», «Герб моей семьи», «Мир моих эмоций» и т.д). Для построения картины в песочном поле можно создать свой ландшафт, насыпать горы, выкопать траншеи и водоемы. Используется множество предметов ландшафта: искусственная растительность, камни, ракушки, ограждения, игрушечные здания, мосты, объекты современной инфраструктуры или неземные объекты. В композицию можно включать миниатюрные предметы мебели, утварь, фигурки животных, людей и сказочных существ, современные машины и исторические артефакты, а иногда просто чудаковатые маленькие предметы, которые клиент может наделить любым значением. Коллекция игрушек включает в себя все, что есть в нашем мире — реальном и воображаемом, что бы ни чем не ограничивать фантазию автора.

В результате получается уникальная композиция, которую психолог изучает вместе с клиентом. Далее картину можно менять, усовершенствовать, дополнять новыми деталями, закапывать или убирать какие-то фигуры. В процессе работы анализируется символизм выбраных образов, их цвет, фактуры, размеры, направленность и взаимодействие в рамках поля, учитывается их соотношение с общепринятым значением и личной, индивидуальной интерпретацией автора.

Основная задача такой работы – установить психологический смысл созданного клиентом, то есть найти связь между элементами картины и его реальностью, эмоциями, побуждениями, существующей системой отношений и т.п.

Примеры работ.

Арт-терапия с использованием песка. Психолог в Киеве

Песочная психотерапия. Психолог в Киеве

Техники песочной психотерапии. Проводит психолог в Киеве

Почему это работает?

Метод песочной терапии базируется на идеях Юнга, в том числе и на идее бессознательного. Прикоснутся к таким глубинным процессам при помощи обычной беседы сложно. Ведь запутанные внутренние содержание психической реальности человека зачастую не описать словами. Бессознательное наполнено образами, обрывками различного невербального опыта, которые не всегда удается прояснить в формате «вопрос-ответ». Да и клиент сам не всегда понимает и отслеживает те процессы, которые в нем происходят.

Поэтому песочные композиции полезно использовать, когда в рациональном анализе сиуации образовался тупик, и доводы ходят по кругу, не принося решения и облегчения.

Психологи полагают, что если задать клиенту тему работы, и предложить создать ее в виде композиции в песочном поле, он интуитивно выберет именно те образы и построит именно те сюжеты, которые отражают его истинные внутренние процессы и переживания по поводу заданной темы. Иными словами, в композиции не может появится ничего случайного, ведь подсознание само подскажет, какую фигуру взять и что она будет делать в песочном поле. Так или иначе все созданное клиентом будет иметь психологический смысл, непосредственно связанный с тем, что его беспокоит в данный момент.

Таким образом, используя проективный материал в виде поля и игрушек у нас есть возможность представить ситуацию клиента в более внятной и наглядной форме. Мы получим зримую и осязаемую проекцию внутреннего мира автора композиции.

Далее с ней можно проводить терапевтическую работу. Психологи полагают, что видоизменяя свой «игрушечный мир», внося в него что-то новое, убирая или разрушая старое, клиент тем самым проводит аналогичную работу на уровне своей психической реальности. Так, после работы в песочном поле может пройти психосоматика, изменится отношение к вопросу, с которым велась работы, посетить инсайд, обнаружится выход в казалось бы безвыходной ситуации и так далее. Примеров результативной работы в песочном поле может быть много.

Для детей или для взрослых?

Да, sandplay используется в работе с детьми. Однако он абсолютно успешно применяется для помощи взрослым. Пусть вас не вводит в заблуждение игровое содержание этого метода. Ведь истинная его цель – прикоснутся у бессознательному, сделать видимым глубинные процессы, вытесненные из взрослого и серьезного сознания, занятого решением повседневный задач. Бессознательное хорошо отзывается на метафоры, визуальные и тактильные образы и их иносказательное содержание. Как показывает практика, возраст здесь совершенно не помеха.

Читайте так же:
Упражнения для снятия тревожности для снижения тревожности

Основы песочной психотерапии. Проводит психолог в Киеве

С какими вопросами работает песочная терапия?

Сектор вопросов, с которыми можно обратится к песочному терапевту необычайно велик. Более того, этот метод легко комбинируется с другими инструментами в работе психолога, и может быть применим как дополнительный в работе практически с любой проблемой.

Например, к песочному терапевту обращаются при необходимости:

  • исследовать себя, свой внутренний мир, своих эмоций, целей, проявления мужского и женского, исследовать свою сложившуюся систему отношений или семейную историю, и т.п.
  • обрести внутреннюю гармонию и определенность, научиться радоваться и отдыхать, душевного комфорта и внутренних ресурсов;
  • коррекции семейных отношений, отношений в паре, наладить личные и сексуальные отношения;
  • решения вопросов, связанных с изменением семейной констелляции: появление ещё одного ребенка, переезд, развод, измена, потеря кого-либо из членов семьи, новый родитель и т.п.;
  • коррекции нарушений поведения у детей. Например непослушание, агрессия, воровство, шутовское поведение, неуверенность, стеснительность. Сюда же — необходимость поиска контакта с ребенком, отставании в развитии;
  • помощи в адаптации в новом коллективе;
  • поиска работы или выбора направления деятельности;
  • работа с целеполаганием и мотивацией;
  • снять психосоматические расстройства личности (например, бессонница, тики, гипертония, некоторые сексуальные расстройства);
  • пережить последствия психотравмирующих ситуаций (например, перенесенные операции, аварии, стихийные бедствия, насилие);
  • снять страхи, фобии, панические атаки, тревожность.

И это далеко не полный перечень вопросов, с которым работает данный метод.

В общем, песочная терапия — это увлекательно, познавательно и результативно в решении вопроса, с которым вы обращаетесь. Это всегда новый опыт, новый инсайд по поводу самого себя. Обязательно приходите, и попробуйте!

Задачи программы:
Научить строить творческую и игровую деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе работы с песком;
• Приобрести навык составлять диагностические и коррекционно-развивающие упражнения и занятия, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;
• Проводить на песке игры различной направленности: дидактические, коррекционные и психопрофилактические.

В результате освоения программы обучающийся должен:
Знать:
• Основные методы работы в песочной терапии.
Уметь:
• Учитывать психологически-возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста при решении психологических задач в организации и проведении занятий по педагогической песочнице;
• Осуществлять работу по диагностике, профилактике, коррекции и оптимизации развития особенностей развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста;
• Проектировать и реализовывать инструкции для детей дошкольного и младшего школьного возраста в своей профессиональной практике.
Владеть:
• Способностью использовать дидактические приемы при реализации стандартных диагностических, коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
• Способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания ребенку, семье психологической помощи с использованием технологий песочной терапии.

Содержание программы
Занятие 1:
«А что там спрятано в песке?»
Содержание:
• Почему же песок?
• История становления и сущность метода сэндплей;
• Знакомство родителей и детей с методом сэндплей;
• Организация работы в песке;
• Материалы для песочницы (фигурки, конструкторы, буквы и цифры и т.д.);
• Принцип «контейнирования» по Вильфреду Биону и «холдинг» по Винникотту в сэндплее;
• Разработка программ для педагогической песочницы в рамках ФГОС;
• Особенности работы с песочницей в Онлайн.
Практикум:
• Построение песочной композиции — «Самопрезентация», как способ знакомства;
• Разработка упражнения на введение ребенка в мир сэндплей.

Занятие 2:
Возможности диагностики и развития познавательных процессов для детей дошкольного и младшего школьного возраста (норма и дети с особенностями в развитии) при помощи игр на песке.
Содержание:
• Сущность познавательных процессов и организация работы в песке;
• Педагогика, дидактика, обучение и образование в сэндплей;
• Этапы развития мышления ребенка;
• Возможности применения диагностики в познавательной сфере: речь, мышление, внимание, воображение, память;
• Возможности применения коррекционно – развивающих упражнений на мышление, речь, внимание и т.д.
Практикум:
• Разработка диагностических упражнений для познавательной сферы: речь, память, мышление, внимание, воображение;
• Разработка коррекционно-развивающих упражнений на познавательную сферу.

Читайте так же:
Логоритмика при заикании у детей

Занятие 3:
Возможности диагностики и развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Содержание:
• Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного, младшего школьного возраста;
• Развитие эмоционального интеллекта;
• Снижение уровня тревожности и агрессивности;
• Формирование произвольного поведения, способности управлять своими эмоциями и поведением в играх на песке;
• Развитие социально-коммуникативной сферы;
• Внутренняя позиция школьника при поступлении в 1 класс. Диагностика мотивации к обучению в школе.
Практикум:
• Разработка диагностических упражнений по эмоционально-волевой сфере у дошкольников и детей младшего школьного возраста;
• Разработка коррекционно-развивающих упражнений на эмоционально-волевую сферу.

Занятие 4:
Организация коррекционно-развивающих игр с детьми. Игровые технологии в сэндплей.
Содержание:
• Понятие «коррекционно-развивающих игр на песке;
• Игровые технологии по Г.К. Селевко;
• Чем отличается игра от упражнения;
• Многофункциональные игры;
• Классификация игр для использования в песочнице.
Практикум:
• Разработка коррекционно-развивающих игр на песке;
• Разработка игр на разрешение эмоциональных проблем у ребенка.

Занятие 5:
Групповые игры на песке с семьей.
Содержание:
• Особенности работы с семьей методом сэндплей (разрешение сложных ситуаций в детско-родительских отношениях);
• Тема границ в семье;
• Коммуникация в семье;
• Стиль воспитания в семье;
• Протокол для групповой работы;
• Техники консультирования и диагностики: «Семья-это…», «Портрет моей семьи на песке», «Письмо признательности», «Подарок моей семье» и др.;
• Техники работы с семьей – «Серийные песочные композиции и рассказы»; «Сядем у песочницы рядком, да поговорим ладком»; «Песочница в Арт- альбоме»; «Работа в Рефлексивной команде»; «Песочные сказки для всей семьи»; «Незаконченные предложения в песочных композициях» и др.;
• Тренинговая игра «Остров решений».
Практикум:
• Сочинить сказку для работы с семьей на темы: «Уроки дома»», «Потеря времени», «Драчливость; «Опять двойка»; «Грязная тетрадь»; «Не хочу учиться, а хочу жениться» и др.

При каких проблемах рекомендуются занятия песочной терапией

Песочная терапия для детей показана при следующих отклонениях:

задержка речевого и психического развития;
эмоциональные проблемы: страхи, тревожность, неуверенность;
эмоциональная лабильность;
агрессивность;
трудности в общении;
последствия психологической травмы, в т.ч. развод родителей;
нарушения развития речи;
синдром гипервозбудимости и дефицита внимания.

Что происходит во время сеанса?

Для сеанса можно использовать любой песок, главное, чтобы он был чистым. В качестве песочницы обычно берут деревянный короб или поднос. Он должен быть выкрашен в голубой цвет – это позволяет имитировать небо и воду. Как правило, размеры короба составляют: 50 см в ширину, 70 см в длину, высота бортиков – 8 см. Помимо песка и песочницы, во время сеанса используются:

  • вода – из влажного песка легче выполнять объемные фигуры, также она нужна, чтобы создавать моря, реки, дождь;
  • природные материалы — камешки, веточки, ракушки, желуди, растения и т. д.;
  • миниатюрные фигурки, изображающие людей, животных, птиц, растения, предметы;
  • пуговицы, кусочки материи, цепочки, стеклянные шарики и т. д.

Создавая из этих вещей, песка и воды какую-либо композицию, человек переносит на них внутреннее волнение. Например, какая-то фигурка олицетворяет его самого, и с ее помощью он проживает различные ситуации, проигрывает возможные сценарии развития событий.

Психотерапевт внимательно наблюдает за процессом. То, какие фигурки были выбраны, порядок их появления на сцене, взаимное расположение, детали места действия и многие другие нюансы складываются в объемную картину, отражающую состояние психики человека.

Впоследствии психотерапевт подготавливает к каждому сеансу список специальных заданий, направленных на снятие внутренних зажимов и негативных эмоций. Для того чтобы достичь желаемого терапевтического эффекта, их нужно выполнять в определенном порядке.

Читайте так же:
Упражнения страхи с тревожностью для подростков

Показания и противопоказания к использованию песочной терапии

Государственная лицензия

Форма документов, выдаваемых в нашем институте, соответствует всем требованиям государства. Образец диплома/удостоверения вы можете увидеть на странице любой программы в блоке «Стоимость».

Льготная стоимость

Вы можете оплатить обучение в рассрочку. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 чел).

Дистанционное обучение

26 направлений обучения по педагогике и психологии, более 450 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Песочная терапияПесочная терапия – один из самых популярных и эффективных методов арт-терапии, позволяющих осуществлять психологическую диагностику и коррекцию, способствуя разрешению многих клиентских проблем и затруднений. Песочная терапия в психологическом консультировании сегодня используется все чаще.

Когда занятия песочной терапией показаны? Прежде всего, песочная терапия в психологическом консультировании используется тогда, когда уже установлена атмосфера безопасности и клиент доверяет психологу. Метод песочной терапии рекомендован в случаях переживания кризиса (возрастного, экзистенциального), наличия психотравмы, когда клиент ощущает сложность в совершении выбора и принятии решений, а также испытывает трудности в том, чтобы выразить вербально свои эмоции, чувства и мысли (например, песочная терапия в работе с детьми).

Когда упражнения песочной терапии противопоказаны? Главное противопоказание к применению песочной терапии – отсутствие доверия клиента к психологу. Также занятия песочной терапии могут быть затруднительны с клиентами, обладающими повышенным уровнем тревожности (страдающим тревожным расстройством) и возбудимости, и теми, кто активно сопротивляется данному методу.

Со временем, интуиция и опыт психолога будут подсказывать ему, когда наступает подходящий момент предложить клиенту упражнения песочной терапии. Песочная терапия в психологическом консультировании может помочь решить многие затруднения, с которыми в своей жизни столкнулся клиент. Обучение песочной терапии станет для вас шагом навстречу профессиональному совершенству.

А если вы только начинаете практиковать песочную терапию, то вам будут полезны следующие статьи: «Как организовать свой кабинет песочной терапии?» и «Как правильно выбрать фигурки для песочной терапии?».

Если вы хотите стать специалистом и профессионально использовать этот уникальный метод в своей работе, то используйте время с пользой: освойте волшебные техники и методики песочной терапии (обучение песочной терапии)! Выберите один или несколько из следующих краткосрочных курсов и откройте для себя особенный мир песочной терапии:
— Курс: Песочная терапия в работе с детьми
— Курс: Песочная терапия в работе с подростками
— Курс: Арт-терапия: Сказки на песке
— Курс: Арт-терапия: Рисование на песке

Сведения об образовательной организации

Каталог программ

Факультеты

Оплата обучения

Поступающим

Все права защищены. Никакая часть данного текста и программ не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельца авторских прав Института (Москва)

Вы не уверены, какую программу лучше выбрать, чем программы отличаются между собой, хотите уточнить условия поступления и как организован процесс дистанционного обучения, — закажите бесплатный звонок и наш менеджер свяжется с Вами для подробной консультации

Если Вы уже выбрали программу обучения, можно сразу оформить заявку

Добро пожаловать на веб-сайт Института. Мы используем файлы cookie, чтобы сделать его более удобным.

Заключение

Для того чтобы ребенок научился выражать свои мысли и чувства, психологи советуют изображать их в форме рисунков. Но маленькие дети рисуют плохо, из-за этого они расстраиваются, плачут и еще больше замыкаются. Песочная терапия для детей дошкольного возраста: рисование на песке и игры с песком освобождают ребенка от груза переживаний, а качество рисунка на песке значения не имеет, поэтому ребенок защищен от неудач.

Вам понравилась статья? оставьте ваши комментарии, поделитесь с друзьями в соцсетях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector