Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе
Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе
Ефремова, А. В. Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе / А. В. Ефремова, А. Е. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4462/ (дата обращения: 26.10.2021).
Тема: Игрушки
Форма: групповая.
Оборудование: игрушки, корзинка мяч, кукла коврики и стулья по количеству детей, аппаратура для проигрывания музыки и музыкальный материал («Сладкая греза», «Марш оловянных солдатиков» муз. П. Чайковского, «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мел., обр. Т. Попатенко)
Цель: уточнение усвоенных знаний.
Задачи: образовательные: уточнять и закреплять словарный запас по лексической теме; коррекционные: обучение расслаблению и напряжению мышц, снижение мышечного напряжения, упражнять в шепотной речи; развивающие: развитие общей моторики и пространственной ориентации, развитие чувства ритма, умение передавать музыкальный ритм, развивать восприятие музыки, развитие физиологического дыхания; воспитательные: воспитывать внимание к речи педагога, умение работать в коллективе.
Содержание:
1. Релаксация «Куклы проснулись».
Логопед: Мы отправляемся в страну игрушек, но чтобы там очутиться нужно погрузиться в волшебный сон. Дети ложатся на коврики, звучит спокойная музыка («Сладкая греза» муз. П. Чайковского)
Логопед: «Утром куколка проснулась, руки вверх и потянулась, умывалась, одевалась, аккуратно причесалась». Дети изображают действия.
2. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса. «Тряпочная кукла-оловянные солдатики»
У нас есть кукла Маша,
Тряпочная кукла наша,
Кукла мягкая, как вата,
Твердости в ней маловато. — Дети расслабляются, изображая куклу.
Но есть у нас солдатики,
Твердые, прямые оловянные. — Дети напрягаются, выпрямляют спину, прижимают к телу руки, ноги держат вместе.
Упражнение повторяется несколько раз.
(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с.7)
3. Упражнение на развитие чувства ритма иориентировки впространстве. Под музыку П. И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков».
Вот солдатики стоят
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы шагать.
Дети заучивают упражнение по показу педагога:
- руки согнуты в локтях перед собой,
- руки подняты вверх,
- руки перед собой, в стороны, вниз вдоль тела.
- Шаг на месте
- руки согнуты в локтях перед собой,
- руки подняты вверх,
- руки перед собой, в стороны, вниз вдоль тела.
- Бег на месте
- поворот, прямые руки вверх,
- поворот, руки в стороны,
- поворот, прямые руки вверх.
- поворот, руки перед собой.
4. Дыхательные упражнения
Петрушка принес надувной мячик. Будем его надувать.
Дети стоят в тесном кругу, взявшись за руки; делают глубокий вдох, отступают на шаг назад — остановиться, на выдохе сжимают круг.
Ноги на ширине плеч, поднять руки вверх — вдох; на выдохе прижать руки к груди, произнести «Ха!» Повторить 3–4 раза
5. Считалка «Мы сигрушками играем»
1) Логопед читает четверостишие. Дети повторяют его вслед за взрослым и хлопают в ладоши в такт стихотворения (на каждую строчку — четыре хлопка).
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Барабан, юла, гармошка,
Робот, куколка, матрешка.
(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с.7)
2) Дети встают в круг, передают мяч по кругу и проговаривают стихотворение.
6. Музыкальная игра «Кукла танцует»
Часть 1 «Сладкая греза» (фрагмент), муз. П. Чайковского
Часть 2 «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мел., обр. Т. Попатенко
Оборудование: игрушка — кукла
Дети сидят на стульчиках полукругом перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе (часть 1), кукла, ведомая взрослым, танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на колени. Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку (часть 2), и дети сопровождают танец хлопками в быстром темпе. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на колени.
«Послушайте музыку, под которую кукла будет танцевать. Музыка будет то медленной, то быстрой. Когда кукла танцует, вы хлопайте в ладоши в такт музыке. Если музыка быстрая, то вы так же быстро хлопайте в ладоши, а если музыка медленная, то вы хлопайте в ладоши реже. С окончанием музыки и танца положите руки на колени.
Игра проводится несколько раз, потом проводится без зрительного ориентира. (Ю. О. Филатова Н. Н. Гончарова Е. В. Прокопенко Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие /под редакцией Л. И. Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2017–208 с. (Логопедические технологии.), стр. 26).
7. Отработка шепотной речи. «Убираем игрушки»
Логопед: «Игрушки устали и уснули, их нужно убрать в корзину, но говорить нужно тихо, чтобы они не проснулись». Дети по очереди подходят, берут игрушку и кладут в корзину, комментируя свои действия. В корзину кладу Петрушку, в ящик кладу катушку.
Кладу в корзину матрешку.
Кладу в корзину неваляшку. Кладу в корзину мяч.
Кладу в корзину машинку. И т. д.
(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с 6.)
8. Релаксация.
Дети ложатся на коврики, звучит спокойная музыка(«Сладкая греза» П. Чайковского). Завершается игра словами: «Уложили куклу спать. Ну а нам пора вставать!».
Состояние произвольной двигательной деятельности у заикающихся детей дошкольного возраста и особенности логоритмической работы с ними Рычкова Наталья Александровна
Теоретическая и практическая разработка проблемы заикания
Несмотря на то, что проблема заикания (его устранения и предупреждения рецидивов) является актуальной уже много столетий, ее научная разработка имеет сравнительно небольшую историю. Так в начале прошлого столетия русский врач Хр.Лагузен (1838) предложил систему ухода за ребенком, начавшим остро заикаться вследствие психической травматизации. Заикающийся ребенок в представлении Хр.Лагузена является «остро заболевшим организмом», требующим комплексного воздействия в виде сочетания мероприятий медицинского и психологического характера, с обязательным введением режима молчания. Некоторое время в середине XIX столетия имел популярность хирургический метод, эффективность которого была случайна и в процессе поиска более действенного способа преодоления заикания возник дидактический метод. Он заключался в изолированном применении различных дыхательных,речевых и голосовых упражнений. Представители этого метода рассматривали заикание как спастический координационный невроз.возникающий вследствие врожденной недостаточности вербо-артикулярно-го механизма, признавали нарушение моторного элемента (А.Кус-сыауль, 1879; Г.Гутцман, 1898 и др.). При этом предлагалось усваивать легкие, простые движения, работать над фонацией и дыханием и далее над звуком, словом, фразой. Вся сложная картина заболевания, его психологические, социальные корни оставались малоизученными.
Вершиной научного достижения XIX столетия с правом можно считать книгу русского профессора, психиатра й.А.Сикорского «0 заикании» (1889), в которой дается обобщение опыта изучения начала проявления и симптоматики заикания как нервнопсихическо-го заболевания и обосновывается ряд важных положений для теории и лечения. Расценивая заикание как внезапное судорожное нарушение непрерывности артикуляции И.А.Сикорский считал необходимым сочетать работу педагога с помощью врача. Рациональное лечение заикания складывалось из предупредительного, дидактического, психического и фармацевтического воздействия, которое необходимо начинать в детском возрасте. По его мнению, заикающимся необходимы артикуляционные упражнения и ритмическая речь.
Дети дошкольного возраста, страдающие невротическим заиканием
У всех детей этой группы отмечалось своевременное развитие моторных функций.
Данные обследования и педагогического наблюдения выявили различия в состоянии произвольной двигательной деятельности при невротическом заикании, что позволило выделить две подгруппы: в 1-ю подгруппу вопши дети (5 человек), у которых отмечалось хорошее и даже высокое качество развития общих, мимических и артикуляционных движений. Дети обнаружили хорошую двигательную нанять, легко переключались с одного движения на другое по музыкальному сигналу, были способны к продолжительной работе. Патологических движений не наблюдалось.
Во 2-ю подгруппу мы отнесли детей (39 человек), которые затруднялись в выполнении проб на статическую координацию (проба выполнялась со 2-ой и 3-й попытки), проявляли недостаточность переключения движений, незначительные изменения подвижности ор-ганов артикуляции. По остальным параметрам (динамическая координация, одновременность движений, ритм движений, произвольные мимические движения) дети обнаруживали хорошие показатели. Движения часто были недостаточны в своем техническом исполнении, что проявлялось в нечеткости, неуверенности выполнения при пра — 46 вильном воспроизведении их формулы. Иногда преобладала общая мышечная напряженность, отсутствие возможности произвольного расслабления, что отражалось на качестве движений. В движениях в ряде случаев отмечались ускорение или замедление темпа, суетливость. Некоторая неточность встречалась и при выполнении проб на развитие тонкой моторики пальцев рук. Обработанные статистические данные приведены в таблице I и в таблице 3. 7 Выраженных моторных нарушений мы не выявили. Дети были хорошо обучаемы, сравнительно легко продвигались в занятиях. Тики і и миоклонусы вне речи не носили стойкого и выраженного характе- , ра, легко исчезали под влиянием музыки. Сопуствугощие речи движения, выражающиеся в виде тиков, разнообразных сложных двигатель-ных актах, общей двигательной реакции, возбуждения, сравнительно быстро поддавались коррекции./
Особенности логоритмической работы с детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием
Как известно, двигаясь в соответствии с характером музыки, ребенок одновременно отражает в движении и форму музыкального произведения, т.е. начинает движение с началом звучания музыки и оканчивает одновременно с концом ее звучания. В соответствии с изменением частей музыкального произведения ребенок меняет движения, т.е. музыкальный ритм является организующим началом движения. Под определенный ритм ребенку значительно легче выполнять движения, что способствует более быстрому и лучшему совершенствованию их. В то же время исполнение ритмического рисунка требует той четкости и целесообразности движений, которое исключает излишнее или чрезмерное напряжение.
Кроме того, ребенок согласует свои движения с изменением динамики музыкального произведения. Например, под громко звучащую музыку ребенок идет или бежит с высоким подъемом ног, энергичными взмахами рук, под тихую идет или бежит с меньшим мышечным напряжением рук и ног. Это способствует воспитанию управления напряжением мышц. Этому также способствует и постоянная смена музыкального материала.
Темп музыкального произведения способствует упорядочению характера и темпа движений. Б зависимости от изменений темпа и ритма музыки ребенок может произвольно убыстрять или замедлять движение. При помощи медленных и плавных движений создается фон, который облегчает переход на плавную, слитную речь.
В процессе систематического музыкально-ритмического воздействия у детей совершенствуются ходьба, бег, подскоки, танцевальные и образные движения. Привыкая двигаться в соответствии с характером музыки и средствами музыкальной выразительности, ребенок начинает испытывать уверенность в своих умениях, чувствовать потребность в их применении на занятиях и в повседневной жизни. Это, в свою очередь, развивает его самостоятельность,активность, повышает эмоциональный тонус и жизнедеятельность. В процессе музыкально-ритмического воспитания большое внимание уделяется развитию волевых качеств, так как при работе необходимо волевое усилие ребенка, которое мобилизует внимание. Как отмечает В.А.Гринер, «ряд музыкально-ритмических упражнений строятся таким образом, чтобы словесные, музыкальные или зрительные сигналы вызывали немедленные, заранее обусловленные действия. При этом заостряется внимание, вырабатывается быстрая двигательная реакция или развивается способность к выбору реакции, к торможению, к умению переключаться с одного движения на другое. Эти упражнения способствуют развитию волевой сферы ребенка» (55, о.Ю).
Результаты экспериментальной работы
Как отмечено выше, экспериментальные занятия проводились в период І977-1983 годы на базе дневного логопедического стационара Образцовой детской психиатрической больницы № 6 г.Москвы, четыре раза в неделю по 30-35 минут (совместно с логоритмистом С.А.Аносовой). Каждая группа включала II-12 детей.
С целью выяснения динамики в состоянии произвольной двигательной деятельности через 6 месяцев и через год после начала занятий было проведено повторное обследование 126 детей.
Результаты повторного обследования показали, что под влиянием лечения, а также коррекционных занятий (в которые входит дифференцированная логопедическая ритмика) все дети проделали положительную динамику в состоянии произвольной двигательной деятельности (таблицы 6,7,8).
Из анализа графических данных, полученных при обследовании в момент выписки, видно, что по высокому показателю (1а) состояния общих произвольных движений данные 4 подгруппы приближаются к данным 3-ей, а данные 3-ей подгруппы ко 2-ой .