Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе

Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе

Ефремова, А. В. Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе / А. В. Ефремова, А. Е. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4462/ (дата обращения: 26.10.2021).

Тема: Игрушки

Форма: групповая.

Оборудование: игрушки, корзинка мяч, кукла коврики и стулья по количеству детей, аппаратура для проигрывания музыки и музыкальный материал («Сладкая греза», «Марш оловянных солдатиков» муз. П. Чайковского, «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мел., обр. Т. Попатенко)

Цель: уточнение усвоенных знаний.

Задачи: образовательные: уточнять и закреплять словарный запас по лексической теме; коррекционные: обучение расслаблению и напряжению мышц, снижение мышечного напряжения, упражнять в шепотной речи; развивающие: развитие общей моторики и пространственной ориентации, развитие чувства ритма, умение передавать музыкальный ритм, развивать восприятие музыки, развитие физиологического дыхания; воспитательные: воспитывать внимание к речи педагога, умение работать в коллективе.

Содержание:

1. Релаксация «Куклы проснулись».

Логопед: Мы отправляемся в страну игрушек, но чтобы там очутиться нужно погрузиться в волшебный сон. Дети ложатся на коврики, звучит спокойная музыка («Сладкая греза» муз. П. Чайковского)

Логопед: «Утром куколка проснулась, руки вверх и потянулась, умывалась, одевалась, аккуратно причесалась». Дети изображают действия.

2. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса. «Тряпочная кукла-оловянные солдатики»

У нас есть кукла Маша,

Тряпочная кукла наша,

Кукла мягкая, как вата,

Твердости в ней маловато. — Дети расслабляются, изображая куклу.

Но есть у нас солдатики,

Твердые, прямые оловянные. — Дети напрягаются, выпрямляют спину, прижимают к телу руки, ноги держат вместе.

Упражнение повторяется несколько раз.

(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с.7)

3. Упражнение на развитие чувства ритма иориентировки впространстве. Под музыку П. И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков».

Читайте так же:
Недержание мочи при деменции лечение

Вот солдатики стоят

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы шагать.

Дети заучивают упражнение по показу педагога:

  1. руки согнуты в локтях перед собой,
  2. руки подняты вверх,
  3. руки перед собой, в стороны, вниз вдоль тела.
  4. Шаг на месте
  1. руки согнуты в локтях перед собой,
  2. руки подняты вверх,
  3. руки перед собой, в стороны, вниз вдоль тела.
  4. Бег на месте
  1. поворот, прямые руки вверх,
  2. поворот, руки в стороны,
  3. поворот, прямые руки вверх.
  4. поворот, руки перед собой.

4. Дыхательные упражнения

Петрушка принес надувной мячик. Будем его надувать.

Дети стоят в тесном кругу, взявшись за руки; делают глубокий вдох, отступают на шаг назад — остановиться, на выдохе сжимают круг.

Ноги на ширине плеч, поднять руки вверх — вдох; на выдохе прижать руки к груди, произнести «Ха!» Повторить 3–4 раза

5. Считалка «Мы сигрушками играем»

1) Логопед читает четверостишие. Дети повторяют его вслед за взрослым и хлопают в ладоши в такт стихотворения (на каждую строчку — четыре хлопка).

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Барабан, юла, гармошка,

Робот, куколка, матрешка.

(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с.7)

2) Дети встают в круг, передают мяч по кругу и проговаривают стихотворение.

6. Музыкальная игра «Кукла танцует»

Часть 1 «Сладкая греза» (фрагмент), муз. П. Чайковского

Часть 2 «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мел., обр. Т. Попатенко

Оборудование: игрушка — кукла

Дети сидят на стульчиках полукругом перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе (часть 1), кукла, ведомая взрослым, танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на колени. Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку (часть 2), и дети сопровождают танец хлопками в быстром темпе. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на колени.

Читайте так же:
Лечение деменции у пожилых людей отзывы

«Послушайте музыку, под которую кукла будет танцевать. Музыка будет то медленной, то быстрой. Когда кукла танцует, вы хлопайте в ладоши в такт музыке. Если музыка быстрая, то вы так же быстро хлопайте в ладоши, а если музыка медленная, то вы хлопайте в ладоши реже. С окончанием музыки и танца положите руки на колени.

Игра проводится несколько раз, потом проводится без зрительного ориентира. (Ю. О. Филатова Н. Н. Гончарова Е. В. Прокопенко Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие /под редакцией Л. И. Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2017–208 с. (Логопедические технологии.), стр. 26).

7. Отработка шепотной речи. «Убираем игрушки»

Логопед: «Игрушки устали и уснули, их нужно убрать в корзину, но говорить нужно тихо, чтобы они не проснулись». Дети по очереди подходят, берут игрушку и кладут в корзину, комментируя свои действия. В корзину кладу Петрушку, в ящик кладу катушку.

Кладу в корзину матрешку.

Кладу в корзину неваляшку. Кладу в корзину мяч.

Кладу в корзину машинку. И т. д.

(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с 6.)

8. Релаксация.

Дети ложатся на коврики, звучит спокойная музыка(«Сладкая греза» П. Чайковского). Завершается игра словами: «Уложили куклу спать. Ну а нам пора вставать!».

Состояние произвольной двигательной деятельности у заикающихся детей дошкольного возраста и особенности логоритмической работы с ними Рычкова Наталья Александровна

Состояние произвольной двигательной деятельности у заикающихся детей дошкольного возраста и особенности логоритмической работы с ними

Теоретическая и практическая разработка проблемы заикания

Несмотря на то, что проблема заикания (его устранения и предупреждения рецидивов) является актуальной уже много столетий, ее научная разработка имеет сравнительно небольшую историю. Так в начале прошлого столетия русский врач Хр.Лагузен (1838) предложил систему ухода за ребенком, начавшим остро заикаться вследствие психической травматизации. Заикающийся ребенок в представлении Хр.Лагузена является «остро заболевшим организмом», требующим комплексного воздействия в виде сочетания мероприятий медицинского и психологического характера, с обязательным введением режима молчания. Некоторое время в середине XIX столетия имел популярность хирургический метод, эффективность которого была случайна и в процессе поиска более действенного способа преодоления заикания возник дидактический метод. Он заключался в изолированном применении различных дыхательных,речевых и голосовых упражнений. Представители этого метода рассматривали заикание как спастический координационный невроз.возникающий вследствие врожденной недостаточности вербо-артикулярно-го механизма, признавали нарушение моторного элемента (А.Кус-сыауль, 1879; Г.Гутцман, 1898 и др.). При этом предлагалось усваивать легкие, простые движения, работать над фонацией и дыханием и далее над звуком, словом, фразой. Вся сложная картина заболевания, его психологические, социальные корни оставались малоизученными.

Читайте так же:
Методы снятия тревожности у подростков

Вершиной научного достижения XIX столетия с правом можно считать книгу русского профессора, психиатра й.А.Сикорского «0 заикании» (1889), в которой дается обобщение опыта изучения начала проявления и симптоматики заикания как нервнопсихическо-го заболевания и обосновывается ряд важных положений для теории и лечения. Расценивая заикание как внезапное судорожное нарушение непрерывности артикуляции И.А.Сикорский считал необходимым сочетать работу педагога с помощью врача. Рациональное лечение заикания складывалось из предупредительного, дидактического, психического и фармацевтического воздействия, которое необходимо начинать в детском возрасте. По его мнению, заикающимся необходимы артикуляционные упражнения и ритмическая речь.

Дети дошкольного возраста, страдающие невротическим заиканием

У всех детей этой группы отмечалось своевременное развитие моторных функций.

Данные обследования и педагогического наблюдения выявили различия в состоянии произвольной двигательной деятельности при невротическом заикании, что позволило выделить две подгруппы: в 1-ю подгруппу вопши дети (5 человек), у которых отмечалось хорошее и даже высокое качество развития общих, мимических и артикуляционных движений. Дети обнаружили хорошую двигательную нанять, легко переключались с одного движения на другое по музыкальному сигналу, были способны к продолжительной работе. Патологических движений не наблюдалось.

Во 2-ю подгруппу мы отнесли детей (39 человек), которые затруднялись в выполнении проб на статическую координацию (проба выполнялась со 2-ой и 3-й попытки), проявляли недостаточность переключения движений, незначительные изменения подвижности ор-ганов артикуляции. По остальным параметрам (динамическая координация, одновременность движений, ритм движений, произвольные мимические движения) дети обнаруживали хорошие показатели. Движения часто были недостаточны в своем техническом исполнении, что проявлялось в нечеткости, неуверенности выполнения при пра — 46 вильном воспроизведении их формулы. Иногда преобладала общая мышечная напряженность, отсутствие возможности произвольного расслабления, что отражалось на качестве движений. В движениях в ряде случаев отмечались ускорение или замедление темпа, суетливость. Некоторая неточность встречалась и при выполнении проб на развитие тонкой моторики пальцев рук. Обработанные статистические данные приведены в таблице I и в таблице 3. 7 Выраженных моторных нарушений мы не выявили. Дети были хорошо обучаемы, сравнительно легко продвигались в занятиях. Тики і и миоклонусы вне речи не носили стойкого и выраженного характе- , ра, легко исчезали под влиянием музыки. Сопуствугощие речи движения, выражающиеся в виде тиков, разнообразных сложных двигатель-ных актах, общей двигательной реакции, возбуждения, сравнительно быстро поддавались коррекции./

Читайте так же:
Энурез у девочек в 4 года лечение

Особенности логоритмической работы с детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием

Как известно, двигаясь в соответствии с характером музыки, ребенок одновременно отражает в движении и форму музыкального произведения, т.е. начинает движение с началом звучания музыки и оканчивает одновременно с концом ее звучания. В соответствии с изменением частей музыкального произведения ребенок меняет движения, т.е. музыкальный ритм является организующим началом движения. Под определенный ритм ребенку значительно легче выполнять движения, что способствует более быстрому и лучшему совершенствованию их. В то же время исполнение ритмического рисунка требует той четкости и целесообразности движений, которое исключает излишнее или чрезмерное напряжение.

Кроме того, ребенок согласует свои движения с изменением динамики музыкального произведения. Например, под громко звучащую музыку ребенок идет или бежит с высоким подъемом ног, энергичными взмахами рук, под тихую идет или бежит с меньшим мышечным напряжением рук и ног. Это способствует воспитанию управления напряжением мышц. Этому также способствует и постоянная смена музыкального материала.

Темп музыкального произведения способствует упорядочению характера и темпа движений. Б зависимости от изменений темпа и ритма музыки ребенок может произвольно убыстрять или замедлять движение. При помощи медленных и плавных движений создается фон, который облегчает переход на плавную, слитную речь.

В процессе систематического музыкально-ритмического воздействия у детей совершенствуются ходьба, бег, подскоки, танцевальные и образные движения. Привыкая двигаться в соответствии с характером музыки и средствами музыкальной выразительности, ребенок начинает испытывать уверенность в своих умениях, чувствовать потребность в их применении на занятиях и в повседневной жизни. Это, в свою очередь, развивает его самостоятельность,активность, повышает эмоциональный тонус и жизнедеятельность. В процессе музыкально-ритмического воспитания большое внимание уделяется развитию волевых качеств, так как при работе необходимо волевое усилие ребенка, которое мобилизует внимание. Как отмечает В.А.Гринер, «ряд музыкально-ритмических упражнений строятся таким образом, чтобы словесные, музыкальные или зрительные сигналы вызывали немедленные, заранее обусловленные действия. При этом заостряется внимание, вырабатывается быстрая двигательная реакция или развивается способность к выбору реакции, к торможению, к умению переключаться с одного движения на другое. Эти упражнения способствуют развитию волевой сферы ребенка» (55, о.Ю).

Читайте так же:
Как быстро вылечить энурез у подростка в домашних условиях

Результаты экспериментальной работы

Как отмечено выше, экспериментальные занятия проводились в период І977-1983 годы на базе дневного логопедического стационара Образцовой детской психиатрической больницы № 6 г.Москвы, четыре раза в неделю по 30-35 минут (совместно с логоритмистом С.А.Аносовой). Каждая группа включала II-12 детей.

С целью выяснения динамики в состоянии произвольной двигательной деятельности через 6 месяцев и через год после начала занятий было проведено повторное обследование 126 детей.

Результаты повторного обследования показали, что под влиянием лечения, а также коррекционных занятий (в которые входит дифференцированная логопедическая ритмика) все дети проделали положительную динамику в состоянии произвольной двигательной деятельности (таблицы 6,7,8).

Из анализа графических данных, полученных при обследовании в момент выписки, видно, что по высокому показателю (1а) состояния общих произвольных движений данные 4 подгруппы приближаются к данным 3-ей, а данные 3-ей подгруппы ко 2-ой .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector