Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платье белое или синее? Как работают оптические иллюзии

Платье белое или синее? Как работают оптические иллюзии

Известная научная журналистка, популяризатор науки и блогер Ася Казанцева прочла в воронежском центре разработки DataArt лекцию об ошибках восприятия и когнитивных искажениях. Чтобы объяснить, как же нас мозг нас обманывает, Ася привела в пример известные оптические иллюзии и научные эксперименты и рассказала, как они работают.

Чаще всего заболевание развивается в молодом возрасте, однако может возникать впервые и у детей, и у пожилых людей. По данным разных исследований шизофренией страдает 1-1,5% населения нашей планеты.

Специалисты выделяют четыре основные формы заболевания, каждому из которых присущи свои особенности:

Тяжелая форма заболевания, для которой типичны кататоническое возбуждение – человек проявляет негативизм, не находит себе места, и кататонический ступор – человек застывает в той позе, в которой он находился в момент приступа.

Наиболее распространенная разновидность шизофрении, для которой характерен нелепый бред преследования. Галлюцинации настолько ярко выражены, что целиком поглощают сознание больного.

Эта форма берет свое начало в подростковом, а иногда и в детском возрасте. Характерны такие нарушения, как: прогрессирующее оскудение эмоций, интеллектуальная непродуктивность, утрата интересов.

Основной признак этой формы шизофрении – неадекватное, вызывающее поведение. Больному присущи следующие проявления: грубое кривляние, утрированные гримасы, подчеркнутая гиперсексуальность и др.

Расшифровка теста

Каким образом оптическая иллюзия выдает в человеке шизоидные черты? Вот что говорят об этом эксперты. Когда мы видим маску выпуклой стороной, наш мозг воспринимает это изображение нормально. Ведь именно такими — выпуклыми — мы видим лица людей в обычной жизни. Когда же маска поворачивается к нам обратной — вогнутой — стороной, вот тут мозг и начинает «шутить». Мы не видим в жизни вогнутые лица, наш мозг к такому не привык, поэтому он быстро адаптируется и «переворачивает» изображение так, что мы снова видим привычное выпуклое лицо. Только теперь нам кажется, что оно крутится в другую сторону. Хотя в действительности направление движения ни разу не менялось.

Маска Чаплина

Так вот, люди с нормально функционирующей психикой видят на ролике маски, вращающиеся в разные стороны. Те, кто склонен к шизофрении (а также находится в алкогольном или наркотическом опьянении, в состоянии сильного стресса), будут видеть реальную картину. Лицо, которое продолжает вертеться в одном направлении, поворачиваясь к наблюдателю то выпуклой, то вогнутой стороной. Мозг в этом случае не приспосабливается и не пытается компенсировать то, чего не понимает.
Интересно, что до сих пор нет единого мнения среди ученых — почему шизофреники не воспринимают оптические иллюзии. Одна из версий — их мозг использует другой способ обработки зрительной информации.

Стоит ли доверять результатам

Если личность упорно не воспринимает с изнанки маски розовое выпуклое лицо великого комика – впадать в отчаяние не следует! Доказано, что тест с маской на шизофрению может давать положительные результаты у лиц, которые находятся в стрессовой ситуации либо под действием алкоголя/наркотиков.

Не стоит забывать, что для точного диагностирования шизофрении одних тестов недостаточно. Это заболевание слишком серьезное, чтобы диагностика ограничивалась только тестами. Такое тестирование помогает задуматься о возможностях собственного мозга, лишний раз поговорить с подсознанием.

Но и относиться легкомысленно к результатам тестирования не стоит. Особенно если розовую «изнаночную» маску в трехмерном изображении человек так и не увидел. В этом случае нелишним будет пройти консультацию у хорошего специалиста.

История диагностики

Создал любопытный способ исследования личности британский психотерапевт Ричард Грегори. Профессор, доктор нейропсихологии, почетный член Бристольской Академии наук долгое время изучал шизофрению. После многолетнего исследования он пришел к выводу, что визуальное восприятие реальности у человека зависит от развитости нисходящей обработки.

Нисходящая обработка – это осознанный, управляемый мозговой процесс восприятия зрительной информации.

Нисходящая обработка увиденного индивидуальна для каждой личности. Но есть некоторые особенности в разнице восприятия зрительных образов у здорового человека и больного шизофренией.

Читайте так же:
Работа психолога с больным шизофренией

Исследование зрительного воспрриятия больных шизофренией(Е.И.Богданов)

Особенности зрительного восприятия больных шизофренией

Люди, принимая зрительную информацию, формируют увиденную картину, опираясь на восприятие отдельных мелких объектов, форм и деталей. Мозг здоровой личности выстраивает предположение о зрительной информации, опираясь на предыдущий опыт и накопленные знания. То есть выдает обдуманное предположение.

У больного шизофреническим расстройством происходит серьезный дисбаланс в когнитивных функциях. Мозг шизофреника, получая зрительную информацию, не оперирует накопленным опытом. Больной не способен воспринимать оптические иллюзии.

На этой разнице в восприятии и строятся многие тесты. Ричард Грегори разработал одно из самых результативных визуальных тестирований – тест маска Чаплина.

Как мозг нас обманывает. Выдержки из лекции Аси Казанцевой для белгородцев

Как мозг нас обманывает. Выдержки из лекции Аси Казанцевой для белгородцевАся Казанцева ведёт лекцию. Фото Анны Бессоновой

Можно ли не заметить, если неожиданно подменили человека, с которым вы разговаривали? Почему люди с шизофренией невосприимчивы к некоторым оптическим иллюзиям? Как нарисованные глаза помогают вести себя приличнее? На лекции научной журналистки «БелПресса» записала интересные аспекты восприятия реальности.

Смотрим, но не видим

«Когнитивные психологи Дэниел Саймонс и Дэниел Левин провели в 1998 году эксперимент в Корнеллском университете. Гости кампуса просили проходящих мимо людей показать, как им попасть в нужное место. Пока чужак разговаривал с местным, между ними бесцеремонно проходили двое мужчин, несущих дверь. Перерыв в беседе длился всего несколько секунд, но за это время один из грузчиков менялся местами с чужаком. Когда дверь проносили, обитатель кампуса оказывался лицом к лицу уже с совсем другим собеседником, который как ни в чём не бывало продолжал разговор.

Когда Саймонс и Левин планировали этот эксперимент, то обратились к студентам-психологам с вопросом, можно ли не заметить, что обратился сначала один человек, а потом вдруг начал разговаривать другой? Большинство студентов были уверены, что это совершенно невозможно.

В итоге подмену заметили только семеро из 15 участников эксперимента. У людей спрашивали: «Вы не заметили ничего странного?». Если человек говорил, что не заметил, его спрашивали: «А вы не заметили, что одного человека заменили на другого?». Интересно, что нашёлся один испытуемый, который вначале сказал, что не заметил ничего странного, а потом добавил, что подмену человека он видел, конечно.

Саймонс и Левин подходили и к пожилым, и к молодым людям. Они подсчитали, что все восемь человек, которые не заметили подмены, были старше 50 лет, а люди, которые спрашивали у них дорогу, выглядели лет на 30. Все, кто был молод, подмену заметили.

Этот факт можно объяснить по‑разному. С одной стороны, можно допустить, что пожилые люди менее внимательны. Однако психологи предположили, что дело может быть в том, что когда к нам подходит человек, мы его относим к какой‑то социальной группе. Если это наша социальная группа, например, студент встречает студента, то у него будет больше шансов обратить внимание на индивидуальные отличия. Если же вы профессор, то для вас все студенты на одно лицо.

Во второй серии эксперимента Саймонс и Левин подходили уже только к молодым прохожим. На этот раз незнакомцы были одеты не в обычную одежду, которую носят студенты, а в спецодежду для дорожных рабочих, с касками на головах. У одного на каске была надпись, у другого – нет. Свитер у одного был чёрный, у другого – голубой. «Дорожников» увидели 12 студентов. Из них только четверо заметили подмену после пронесённой мимо них двери.

В выводах эксперимента учёные отметили, что для нас очень важна категориальность мира. Когда мы относим объект к какой‑то посторонней категории, например к категории дорожных рабочих, то дальше мы видим не человека, не индивидуальность, а некоего представителя группы».

Вогнутая или выпуклая?

«Есть знаменитый эксперимент с оптической иллюзией – вращающейся маской. Это трёхмерная пластиковая маска Чарли Чаплина. Мы смотрим, как она поворачивается, и в какой‑то момент с нашим восприятием происходит нечто довольно странное.

Читайте так же:
Сильные головные боли при шизофрении

Многие не могут увидеть эту маску вогнутой. Они продолжают видеть её выпуклой даже в тот момент, когда она повернулась. Обратите внимание, что если бы на месте маски была кастрюля, то с ней у вас не возникло бы никаких проблем. Более того, даже со сложным трёхмерным объектом у вас не было бы проблем. Главное, чтобы это было не лицо, а что‑нибудь более абстрактное.

В норме мы реагируем на распределение света и тени. Мы все привыкли, что если что‑то выступает, то оно должно выглядеть более светлым, и если что‑то находится во впадине, то оно должно выглядеть более тёмным просто в силу того, что так падает солнечный свет. Обычно этого достаточно, чтобы понять, выпуклый объект или вогнутый.

Но в случае с маской на первый план выступает другой аргумент. У нас с вами есть предшествующий опыт, есть много лет наблюдения за человеческими лицами. Мы видели их с разных сторон, и они всегда были выпуклыми. Мозг думает, что вогнутых лиц не может быть никогда.

Иллюзии с тенью и светом довольно активно используют в реальной жизни, например в военном камуфляже. Вы можете все выступающие части, которые должны выглядеть светлее, покрасить в тёмный цвет, а все вогнутые части покрасить в светлые цвета. Тогда, если это танк, который собираются подбить с самолёта, то потенциальному противнику будет сложно угадать, что это вообще танк, потому что это какая‑то очень странной формы фигура.

То же самое используется в косметологии. Если у кого‑то большой нос, и человек от этого комплексует, то нос можно мазать более тёмным тональным кремом, чем остальное лицо, чтобы он казался меньше. Если же у кого‑то морщины, то в их глубине можно нарисовать белую полосу и тогда они не будут казаться вогнутыми».

Мозговой диалог

«В мозге есть некоторые аналитические области, которые сопоставляют интенсивность сигналов в пользу одного или другого решения и на основании этого выносят итоговое решение. Этот процесс интенсивно изучают специалисты по нейроэкономике – науке о том, как мозг принимает решения (необязательно финансовые, но и их том числе, потому что их удобнее всего изучать).

Положим людей в томограф и будем предлагать им путём нажатия на кнопки покупать разные вещи: выгодные, которые стоят недорого и приносят пользу, или невыгодные, которые стоят недёшево. При этом будем наблюдать, что у людей происходит в мозге, и узнаем, что во время принятия решения о любой покупке у нас на одном плече сидит чёртик, а на другом – ангелочек. Один говорит: «Давай купим!», другой наоборот.

Чёртика зовут прилежащее ядро. Это наш центр удовольствия, расположенная глубоко в мозге зона. Если в неё вживить электрод, то вы будете счастливы всю оставшуюся жизнь, но, к сожалению, не захотите делать больше ничего, кроме как нажимать на кнопку, стимулирующую этот электрод. В остальном прилежащее ядро нужно для того, чтобы мы получали радость от тех решений, которые мы приняли или собираемся принять. Чем активнее ядро, тем сильнее мы довольны.

Читайте так же:
Частые головные боли при шизофрении

И вот вы лежите в томографе и видите, например, фотографию кофточки. Кофточка красивая, вы её хотите, и ваше прилежащее ядро посылает сигналы вышерасположенным отделам мозга, в частности прифронтальной коре, которая должна принять решение о покупке.

С другой стороны у вас есть ангелочек – амигдала. Это ещё один подкорковый центр, который занимается отрицательными эмоциями: страхом, тревожностью, предвкушением проблем. Она тоже подаёт импульсы с разной частотой, в зависимости от того, сколько проблем предвкушает. Если, например, кофточка стоит 5 000 рублей, а у вас зарплата через две недели и осталось 6 000, то амигдала вам сообщит, что вообще‑то покупать кофточку – это плохая идея, потому что вы останетесь без еды. Чем более это плохая идея, тем интенсивнее амигдала посылает сигналы

Прифронтальная кора взвешивает, откуда пришло больше импульсов. И в конечном итоге, например, покупает кофточку.

Амигдала и прилежащее ядро не умеют думать в долгосрочной перспективе. Они могут оценивать только конкретную кофточку, но не способны оценить привычку покупать кофточки. Зато прифронтальная кора может это оценить. Со своей стороны она может обратиться обратно вниз. Если она думает, что всё время покупать кофточки – это плохо, то может прислушаться к сигналам от амигдалы. Если кора считает, что вам ничего не угрожает, потому что родители вам помогут с кофточкой и со всем остальным, то она больше обращается к прилежащему ядру.

В мозге постоянно происходит двусторонний диалог между нижерасположенными отделами, которые собирают какую‑то информацию о мире, и вышерасположенными отделами, которые имеют какое‑то мнение по поводу происходящих событий и сообщают вниз, какое решение принимать.

Это касается и восприятия. Воспринимаем что‑либо мы тоже с учётом предшествующего опыта. Здесь я возвращаюсь к истории про вогнутую маску. Если кто‑то может увидеть лицо вогнутым, то имеет смысл сходить к психотерапевту, потому что это симптом, который довольно часто проявляется при шизофрении».

Большой брат смотрит на тебя

«Есть феномен того, что мы начинаем вести себя приличнее, когда на нас смотрят. Это стремление настолько глубоко, что распространяется даже на те ситуации, когда на нас смотрят нарисованные глаза. Один из экспериментов на эту тему провела психолог из университета Ньюкасла. На кухне университета лежали чайные пакетики, стояли молоко и кофе, а также висело объявление: «Если вы взяли что‑то из этого, положите деньги в коробочку». Люди часто денег не оставляли.

Психолог повесила картинку с цветочками рядом с объявлением. На следующей неделе она распечатала картинку с глазами, повесила там же. Потом меняла по очереди картинки. Эксперимент показал, что когда висят глаза, люди оставляют больше денег в коробочке.

Как менялось количество денег за молоко в зависимости от картинки в кухне.

Это широко используется в повседневной практике, в местах, где нужно, чтобы люди вели себя прилично. Там вешают, например, зеркала, чтобы хотя бы ваши собственные глаза на вас смотрели, или рисуют большое граффити с глазами. Если на велопарковке нарисовать глаза, то там начинают меньше воровать велосипеды».

Справка. 30-летняя Ася Казанцева – нейробиолог по профессии, научный журналист, популяризатор науки и блогер. Написала книги «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто‑то не прав! Научные исследования спорных вопросов».

Читайте так же:
Снимают ли с учета в пнд с шизофренией

В 2008 году Ася начала работать в научно-популярной программе «Прогресс» на «Пятом канале», где вместе с коллегами создавала видеосюжеты об актуальных проблемах биологии и медицины. После работала на сайте Strf.ru, в «Программе на будущее» на канале «Наука 2.0», писала для различных изданий, работала шеф-редактором журнала «Здоровье».

Несколько лет Казанцева выступает в разных городах и странах бывшего СССР. На своих лекциях сложные научные факты и теории она излагает простым и понятным языком.

В 2014 году получила премию «Просветитель» в номинации «Естественные и точные науки» и победила в народном голосовании за лучшую научно-популярную книгу.

Нагиев, Галустян и Джим Керри: наши любимые кинодураки

Первого апреля во всем мире отмечают День смеха (или дурака). Сегодня принято разыгрывать, вспоминать шутки, смотреть комедии и не поддаваться плохому настроению. Редакция m24.ru вспоминает артистов, чья слава и признание начались благодаря ролям героев, которые «немного не в себе».

Джим Керри

Этот любимец всех поклонников комедий успел сняться в четырнадцати картинах, прежде чем взялся за роль знаменитого Эйса Вентуры – чуть придурковатого защитника животных, диких и домашних. Он – гроза браконьеров, безжалостная машина для унижения всех мучителей братьев наших меньших. Герой, который абсолютно не прочь посмеяться и над окружающими, и над собой: чего стоит только его появление в балетной пачке в психиатрической лечебнице (где, кстати, он оказался по рабочим вопросам).

Вместе с тем Вентура – личность ранимая и глубоко чувствующая. Не сумев простить себя за гибель енота (во второй части фильма), он едет в Тибетский монастырь для восстановления душевного равновесия и обретения внутренней гармонии.

После этой работы Керри завалили предложениями снова побыть шутом. И он согласился, благодаря чему мы все увидели его в картинах «Тупой и еще тупее», «Маска», «Кабельщик», «Лжец, лжец», «Я, снова я и Ирэн», «Брюс Всемогущий». Слава одного из лучших современных комиков надежно закрепилась за артистом.

Кадр из фильма «Эйс Вентура-2»

Чарли Чаплин

Всемирно признанная икона актерского мастерства – Чарли Чаплин. Он был убежден: комедия – одно из главных направлений кинематографа и неоднократно доказывал это своими работами. С первого же своего фильма – «Зарабатывая на жизнь» – Чаплин влюбляет в себя публику. Он сыграл Джонни, пытающего отбить невесту у своего друга; и смешные драки и погони – важная составляющая этого черно-белого шедевра.

Затем он снялся в лентах «Детские автомобильные гонки», «Между двумя ливнями», «Нахальный джентльмен», «В клетке со львом» и многих, многих других. Его герои – неизменно дурачливые молодые люди, попадающие в массу нелепых ситуаций: сражаются с соперниками за сердце дамы, запирают себя в одном пространстве с царем зверей, оказываются на гоночном треке. Однако секрет триумфа Чаплина не только в умении смеяться над собой, но и в максимальной искренности и трогательности.

Кадр из фильма «В клетке со львом»

Бен Стиллер

Еще один актер, предоставляющий нам возможность и удовольствие наблюдать за очаровательными киношными дураками – Бен Стиллер. Он проснулся знаменитым после выхода на экраны фильма «Знакомство с родителями», где блистал в роли незадачливого Грега Факера, а его партнером стал сам Роберт де Ниро, перевоплотившийся в бывшего агента ЦРУ.

Несчастный Факер на своем примере показывает, чего не стоит делать и говорить во время смотрин у родителей невесты: любые его действия приводят к катастрофе, любое слово трактуется с самой неожиданной и невыгодной для него стороны. Под неловкую руку главного героя попадает урна с кремированным прахом, алтарь для свадебной церемонии, достается даже бедняге-коту, оказавшимся не в том месте не в то время – изнеженное животное некоторое время было вынуждено слоняться по улицам, и все по вине Грега (и где только был Эйс Вентура?).

Читайте так же:
Как жить полноценной жизнью когда у тебя шизофрения

Успех фильму был обеспечен, и его создатели решились на вторую часть – «Знакомство с Факерами». Стиллер также продолжил изображать на экране неуклюжих, но добродушных героев: «Дюплекс», «Ночь в музее» и другие.

Кадр из фильма «Знакомство с Факерами»

Роуэн Аткинсон

В 1990 году зрители увидели сериал «Мистер Бин», а исполнитель главной роли Роуэн Аткинсон стал настоящей звездой. Его герой – маленький нелепый человек с пакостными замашками – стал настолько популярным, что через семь лет сняли и полнометражный фильм. Интересно, что поклонники сериала даже не могли понять, кем работает этот персонаж, интрига раскрылась только в 1997-м. Оказалось, что Мистер Бин – смотритель в Лондонской Национальной галерее.

Его лучший (даже, пожалуй, единственный) друг – обычный плюшевый мишка, что только подчеркивает эксцентричность главного героя. В полнометражной версии он устраивает погромы, портит картины, но за невинный вид Мистера ему можно простить все. Эта роль стала визитной карточкой актера; соперничать с Бином может только агент Джонни Инглиш, воплощенный также Роуэном Аткинсоном.

Кадр из фильма «Мистер Бин»

Михаил Галустян

Карьера шоумена и юмориста Михаила Галустяна началась с его участия в команде КВН «Утомленные солнцем». Миша не боялся быть смешным, выходил на сцену в белых гольфиках с пионерским горном, а другая героиня – Гадя Петрович Хренова из сценки «Потерялася я» – превратилась в народную героиню. Трудно определить, что зацепило публику больше – странный диалог между «маленькой девочкой» и милицейским, или бородатый Галустян в веселом рыжем парике с косичками.

Поклонники российских комедий уверены, Галустян – обладатель редкого таланта воплощать на сцене и на съемках странных, но смешных героев, вспомнить хотя бы Бородача из «Наша Russia», Жорика Вартанова и других.

Актер поработал и со своим прославленным на весь мир коллегой Жераром Депардье – оба сыграли дебоширов и развратников Федора и Жору, второе «я» главных героев-шизофреников.

Сценка «Потерялася я»

Дмитрий Нагиев

С 1996 по 1998 год на российских экранах шел телесериал «Осторожно, модерн!», где главные роли достались Сергею Росту и Дмитрию Нагиеву, который вначале запомнился благодаря персонажу Николаю Рылову (старший лейтенант, психопат). Знаменитый прапорщик Задов, не уступающий Рылову по сумасбродству, появился позже, в 2001 году благодаря продолжению сериала. Нагиеву, который мог продемонстрировать весь свой творческий потенциал, с удовольствием преображался не только в мужские, но и в женские роли – студентки, медсестры, пожилой регистраторши.

Пожалуй, Задов не относится к числу тех соседей, с которыми хотелось бы каждый день встречаться на лестничной клетке – он неопрятен, иногда агрессивен, к тому же никогда не знаешь, чего от него ожидать, однако всегда весел, находчив и даже заботлив. Так, в одной из серий он спасает свою тещу от смерти, когда она подавилась конфетой.

Сейчас Нагиев – один из самых востребованных актеров нашей страны, он сыграл в «Каменской», «Мастере и Маргарите», «Кухне в Париже» и других картинах, включая комедийные: «Физрук», «Одной левой», «Самый лучший день». Однако того самого Задова зрители, кажется, не забудут никогда.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector