Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заказать работу заказать

Тревожность младших школьников с разным уровнем креативности

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Проявления и причины возникновения тревожности у детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Теоретические подходы к исследованию креативности в современной
психологии 22
1.4. Роль креативности в проявлении тревожности у младших школьников с
разным уровнем креативности 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Программа развивающих занятий для педагога-психолога по снижению
уровня тревожности младших школьников 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

  • Введение

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время все большее внимание уделяется исследованиям творческих способностей человека. Так как именно в условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора». Причем концентрированным выражением этого фактора является креативность человека. Это связано с осознанием того, что творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, реализация которых может значительно повысить качество любой общественной деятельности. Поэтому приоритетной задачей психологической и педагогической научных отраслей является выявление и формирование социально зрелой личности с высоким уровнем креативности, способной достичь профессиональных высот, используя творческий подход в решении постоянно изменяющихся, отличающихся высокой степенью неопределенности, проблемных ситуаций. Творчество, инновации, интеллект, креативность — актуальные проблемы современного общества, от решения которых зависит перспектива развития и эффектив-ность всех социокультурных и экономических процессов. Творческая личность становится востребованной обществом, а ее развитие — предметом масштабных психологических исследований и государственных программ во всем мире.
На ряду с вышеизложенным, современные исследования показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что также связанно с особыми трудностями, которые испытываемыет одаренный ребенкок в общении со сверстниками, учителями и родителями. В связи с чем, необходимо корректное психологическое сопровождение креативного ребенка с учетом всех его эмоциональных особенностей. Одним из факторов оказывающих влияние на проявления кретивности личности выступают особенности эмоционльной сферы,а именно тревожность личности — склонности индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги, субъективного проявления неблагополучия личности. Состояние постоянной тревожности может переходить в стрессовые ситуации, и, следовательно, может привести к неврозу и другим заболеваниям. Поэтому необходимо знать в какой степени тревожность влияет на его общее развитие, на показатели высших психических функций, в том числе на развитие креативности.
Проблема исследования: каковы особенности проявления тревожности у младших школьников с разным уровнем креативности?
Цель: изучить особенности проявления тревожности у младших школьников с разным уровнем креативности.
Объектом исследования является тревожность у младших школьников.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности у младших школьников с разным уровнем креативности.
Гипотеза: существуют особенности проявления тревожности у младших школьиков с разным уровнем креативности, а именно:
1) чем выше уровень показателя креативности гибкость, тем ниже уровень социальной тревожности
2) чем выше уровень показателя креативности оригинальность, тем выше уровень социальной тревожности.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию тревожности в отечественной и зарубежной психологии;
2. Рассмотреть сущность креативности и ее психологические составляющие;
3. Изучить особенности проявления тревожности у младших школьников с разным уровнем креативности;
4. Разработать программу развивающих занятий для педагога- психолога по развитию креативности и снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Методологической основой исследования явились работы известных отечественных и зарубежных психологов. Проблемой тревожности у детей и снижением ее уровня занимались многие видные психологи и педагоги. Среди них — А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Л.В. Макшанцева, Е.А.Савина, Н.П. Шанина, Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Л.В. Бороздина, Б.Д. Кочубей, Н.В. Клюева, Р.В. Касаткина,С.В. Крюкова, Р.В. Овчарова и др. Проблема креативности изучали такие учёные как Г.С. Алытшуллер, Д.Б. Богоявленская, Е.Е. Васюкова, Ю.З. Гильбух, М.Р. Гинзбург, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, М.А. Холодная и др.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
• организационные — сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных — опрос, тестирование;
• обработки данных — количественный и качественный анализ данных;
• интерпретациионные — структурный метод.
Диагностические методики:
1) Методика диагностики уровня школьной тревожности (Ч. Филлипс);
2) Методика «Шкала тревожности» (О. Кондаш);
3) Тест креативности (Э.Торренс).
База исследования: исследование осуществлялось на базе Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детский санаторий г. Грайворон». Форма проведения исследования — индивидуальная. В исследовании приняли участие младшие школьники в количестве 80 человек. Возраст респондентов — 8 — 9 лет.
Структура работы: работа состоит из оглавления, введения, 2-х глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников и приложений.

Читайте так же:
Какие лекарства принимать при тревожности

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!

  • Заключение

Формирование творчески мыслящей личности является одной из важнейших задач современного образования. Потребность понять природу креативности и пути ее развития возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность с целью повышения ее эффективности. Один из путей решения этой проблемы — усиление творческого потенциала личности посредством развития креативности. Проблемой креативности занимались многие ученые, среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора, Э.П. Торренса, Э. Фромма. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась Е. П. Ильиным, А.В. Хуторским, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Барышевой и др. Следует отметить, что по сравнению с ранними исследованиями, где креативность выступает как исключительный и уникальный феномен, в современных исследованиях подчеркивается тенденция рассмотрения креативности как процесса и комплекса интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих каждой личности. Обобщая все вышеизложенное, мы можем определить креативность как интегративное свойство личности способное создавать оригинальные ценности и принимать нестандартные решения.
Сензитивным периодом для развития креативности является младший школьный возраст, поскольку ребенок этого возраста активен и любознателен по своей природе. Именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит творческий успех/неуспех взрослого человека. Возрастные особенности проявления и развития креативности в младшем школьном возрасте соответствуют основным этапам ее развития, а именно:
— накопление творческого опыта познания действительности;
— рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов;
— реализация версий, идей, образов;
— проверка найденных вариантов и их отбор.
Для развития креативности в младшем школьном возрасте намаловажным является его эмоциональное состояния, в связи с тем, что данный период связан с новой социальной ситуаций и возникновением различного рода эмоций. Зачастую — это тревожность. Поэтому необходимо знать в какой степени тревожность влияет на развитие креативности детей в младшем школьном возрасте.
С целью изучения взаимосвязи тревожности и креативности у детей младшего школьного возраста нами было проведено эмпирическое исследование.

  • КУПИТЬ
Читайте так же:
Эффективные лекарства от заикания для детей

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов

Суть методики Рене Жиля в том, чтобы показать преобладающие черты характера ребенка, его манеру поведения, приспособленность школьника к жизни в обществе, его способы построения отношений с окружением. Данная методика была показана в 1959 г. Рене Жилем. Главной целью методики считается определение личностных особенностей школьника.

Гильяшева И.Н совместно с Игнатьевой Н.Д. предложили измененный под наше Отечество вид методики. Этот вид был признан высококвалифицированными психологами, и стал известен как «Фильм-тест» Рене Жиля. Особенность этой методики в том, что она представляет что-то среднее между анкетированием и проективными тестами.

Основные принципы методики «Фильм-тест»

  • Проективный перенос – в ходе исследования воспроизводят определенную тестовую ситуацию, в ходе которой становятся видны стереотипы мышления, особенности поведения и характера ребенка. При этом, ситуация не должна вызывать яркую защитную реакцию у ребенка.
  • Соблюдение символической линейности – расстояния между придуманными героями выдуманной ситуации напрямую отражают эмоционально комфортную дистанцию между участниками ситуации. Чем ближе дистанция между участниками, тем более эмоционально положительной является ситуация.

Психологи обычно используют эту методику по отношению к детям возрастом от 4 до 12 лет. Однако, если у ребенка наблюдается отсталость или замедления психоэмоциональной составляющей развития, то нельзя исключать применение методики к детям более старшего возраста. Тестирование детей различных возрастов проходит по-разному. Например, ответы ребенка одиннадцати лет являются более прямолинейными, поэтому тестирование будет носить менее проективный характер.

Методика Рене Жиля для школьников.jpg

Особенную эффективность этот вид исследования показали при работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы с развитием речи. Тестирование не требовало от ребенка развернуто излагать свои мысли. Психологу просто нужно было знать карточку, выбранную ребенком, эмоционально комфортное расстояние для участника ситуации и его манеры поведения в данных условиях.

Читайте так же:
Как заикание влияет на пение

Роль диагностики для школьников

Огромную роль в диагностике играет то, что с помощью этого теста можно широко охарактеризовать социально-психологическое состояние ребенка:

  • Можно увидеть отношения детей с кругом сверстников, родителей и других взрослых.
  • Можно охарактеризовать личностные особенности ребенка, такие как любознательность, коммуникабельность, потенциал лидера, замкнутость, целеустремленность, и т.д.

С помощью этой методики можно описать большой круг особенностей личности ребенка:

  1. Отношения с окружающими (мамой, папой, братьями, сестрами, друзьями и т.д.)
  2. Желание познавать новое, любознательность;
  3. Желание быть лидером;
  4. Желание общаться в больших группах сверстников;
  5. Агрессия по отношению к другим, конфликтность;
  6. Общественная адекватность поведения;
  7. Желание находиться наедине, обособленно.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector