Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика уровня тревожности р тэммл м дорки в амен

Методика уровня тревожности р тэммл м дорки в амен

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Именно высокий уровень тревожности, как отмечается в исследованиях педагогов и психологов, препятствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Статья:

В настоящее время актуальным направлением психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательной организации является создание психолого-психологических условий для успешного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, статистика показывает, что с каждым годом количество детей с ОВЗ растет и, в частности, отмечается повышение уровня тревожности у детей с нарушениями зрения. Этот факт подтверждается и результатами проведенного нами исследования.

Именно высокий уровень тревожности, как отмечается в исследованиях педагогов и психологов, препятствует социальной адаптации детей с ОВЗ. Повышенная тревожность влияет на все различные сферы психики обучающегося: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. В связи с этим возникает проблема раннего выявления дошкольников с высоким уровнем тревожности и проведения психолого-педагогической коррекции тревожности детей с нарушениями зрения [1, 2, 3, 4].

С учетом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования обозначим наиболее важные для нашего исследования аспекты рассматриваемой проблемы:

  • изучение психологической природы проявления тревожности у детей на разных этапах развития (В.М. Астапов, И.В. Дубровина, Р.С. Немов, А.М. Прихожан);
  • психолого-педагогическая коррекция тревожности субъектов образовательного процесса (В.И. Долгова [5]);
  • определение понятия «тревожность» в зарубежных психолого-педагогических исследованиях (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни).

Отметим, что в психолого-педагогической литературе встречаются разные подходы ученых к определению понятия «тревожность», которые рассматривают данное понятие либо как ситуативное явление, либо как личностную характеристику. В нашем исследовании мы солидарны с точкой зрения А.М. Прихожан, которая под тревожностью понимает «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [6].

Читайте так же:
Препараты для лечения детского энуреза

Нами было проведено исследование по изучению уровня тревожности дошкольников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 138 компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения г. Челябинска. Выборка исследования составила 15 человек.

Для изучения уровня тревожности были применены следующие методики:

1) «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

3) цветовой тест Люшера.

Проанализируем результаты проведенного исследования.

Результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен представлены в таблице 1.

Результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

Наглядно результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по методике «Тест тревожности»

Как видно из представленных результатов, преобладающая часть обследуемых характеризуется высоким уровнем тревожности – 60% (9 человек), у 27% обследуемых (4 человека) наблюдается средний уровень тревожности и у 13% обследуемых (2 человека) преобладает низкий уровень тревожности.

Результаты исследования уровня тревожности дошкольников по восьмицветному тесту М. Люшера представлены в таблице 2.

Результаты восьмицветного теста М.Люшера

Наглядно результаты восьмицветного тест М. Люшера представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по восьмицветному тесту М. Люшера

Как видно из представленных результатов, большая часть обследуемых обладает повышенной тревожностью – 47% (7 человек).

Методика исследования тревожности «Паровозик» позволила определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Результаты данной методики представлены в таблице 3.

Результаты исследования по методике «Паровозик»

Наглядно результаты исследования отражены на рисунке 3.

Читайте так же:
Деменция от приема нейролептиков

Рисунок 3 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по методике «Паровозик»

Таким образом, проведенное исследование по изучению уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения позволяет констатировать тот факт, что большинство испытуемых с нарушениями зрения обладают высоким уровнем тревожности и лишь незначительная часть имеет низкий уровень тревожности. Так, в среднем количество дошкольников с нарушениями зрения с высоким уровнем тревожности составляет почти половину испытуемой группы (52%).

А.М. Прихожан отмечает, что тревожные дети, с одной стороны, дети послушные, не стремятся обращать на себя внимание, ведут себя тихо и спокойно в домашних условиях и в дошкольных образовательных организациях. С другой стороны, это неуверенные в себе дети, с заниженной самооценкой, испытывающие постоянное чувство страха, не проявляющие инициативу [4]. У такой категории детей повышенная возбудимость, преобладает страх перед новым, ожидание неприятностей и неудач, пассивность, боязнь общения с новыми людьми, неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.

Таким образом, высокий уровень тревожности у дошкольников с нарушениями зрения способствует проявлению постоянного беспокойства в различных жизненных ситуациях, даже в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Следует так же отметить, что высокий уровень тревожности у дошкольников с нарушениями зрения способствует проявлению разных страхов, нарушению взаимоотношения в кругу сверстников, что в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям – появлению неврозов.

Сказанное и полученные результаты изучения тревожности у дошкольников с нарушениями зрения убеждают нас в необходимости проведения психолого-педагогической коррекции, направленной на снижение уровня тревожности у дошкольников с нарушениями зрения посредством игровых технологий.

Учитывая опыт ведущих ученых в данной области, результаты молодых исследователей по изучению тревожности у детей дошкольного и школьного возраста, результаты сопровождения субъектов образовательного процесса, нами были определены основные направления в работе педагога-психолога с дошкольниками с нарушениями зрения по снижению их уровня тревожности [2; 3; 4].

Читайте так же:
Таблица сравнительная характеристика неврозоподобной и невротической форм заикания

К ним были отнесены:

реализация комплексного подхода;

психолого-педагогическая поддержка дошкольников с нарушениями зрения с высоким уровнем тревожности;

профилактика нарушений психологического и физиологического здоровья дошкольников с нарушениями зрения;

психолого-педагогическая коррекция тревожности дошкольников с нарушениями зрения.

С учетом изложенного выше сформулируем следующие выводы:

нами было проведено исследование по изучению тревожности дошкольников с нарушениями зрения и выявлено преобладание высокого уровня тревожности у большей части обследуемых;

установлено, что у детей дошкольного возраста тревожность не является устойчивой чертой личности, и в связи с этим требуется оказание ранней психолого-педагогической коррекции тревожности дошкольников с нарушениями зрения;

предметом дальнейшего исследования могут быть психолого-педагогические условия коррекции тревожности дошкольников с нарушениями зрения.

1. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М.: Издательство «ПЭР СЭ», 2008. – 160 с.

2. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Саркисян М.С. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т.31. – ART 95527. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95527.htm. – ISSN 2304-120X.

3. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Погорелова Н.Б. Влияние детско-родительских отношений на страхи средних дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — Т. 31. — 71-75

4. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Смирнова О.А. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — Т. 31. — 116-120 с.

5. Долгова В.И. К вопросу формирования готовности психолога образования к сопровождению процессов управления инновационной деятельностью / В.И. Долгова / Материалы международной научно-практической конференции «Наука. Теория и практика», 29-31 октября 2012 г. – Познань, 2012. – С. 55-63.

6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – Спб.: Питер, 2009. – 192 с.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Мыслительные процессы при деменции
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector