Лечение глаукомы

Глаукома — тяжелое прогрессирующее заболевание, характеризующиеся повышенным внутриглазным давлением. Отсутствие своевременного правильного лечения может привести к атрофии зрительного нерва и полной слепоте. Самое главное для этого заболевания – ранняя диагностика. Опасность состоит еще и в том, что глаукома протекает незаметно. Поэтому обязательны профилактические осмотры офтальмолога не реже 1 раза в год (особенно после 40 лет).
В нашем центре проводится полное диагностическое обследование на глаукому и после этого назначается необходимый именно Вам алгоритм лечения.

Материалы по теме

Лазерная коррекция зрения — это одна из самых проверенных и предсказуемых операций. Но, как и любое оперативное вмешательство, лазерная коррекция может иметь побочные эффекты.

Как сохранить хорошее зрение после лазерной коррекции? Мы спросили наших врачей, есть ли какие-то методы, помогающие улучшить зрение и сохранить его на долгие годы. Подробнее о гимнастике для глаз — в нашей статье.

Что такое катаракта? Как ее определить и правильно вылечить? Из чего складывается лечение катаракты и как правильно подготовиться к операции 一 читайте в нашей статье.

Синдром сухого глаза как частный случай дистрофических процессов (ВМД) и его друг — компьютер

Количество диагнозов синдрома сухого глаза по миру растёт вместе с развитием технологий. Основные факторы: ухудшение атмосферного воздуха, в частности, близ промзон, кондиционированный воздух, побочные эффекты многих лекарственных средств, излучение светодиодов (особенно сверхъярких по синей части спектра, в т. ч. AMOLED-экранов и подобных).

Признаки заболевания: зуд, покраснение, усталость, сухость в области глаз и век. Причина— нарушение слёзопродукции.

Если выявить синдром на ранней стадии, когда обычная поликлиника ещё не ставит его как диагноз, можно избежать целого моря проблем. Давайте начнём с короткой таблицы, позволяющей понять, касается это вас или стоит пройти мимо.

Мраморный цвет кожи при всд

На что обратить внимание

Сейчас мы поговорим о субъективных методах оценки, то есть тех, которые нужно подтверждать анализами или другими специальными тестами. Но, если у вас есть пара из этих жалоб, читайте дальше. Нет — просто пропускайте пост, вам повезло.

• Жжение или зуд в глазах.
  • Ощущение сухости в глазах.
  • Покраснение глаз.
  • Чувство инородного тела в глазах.
  • Ощущение утомления глаз, особенно при работе за компьютером.
  • Отек и покраснение в области век.
  • Неустойчивое, флюктуирующее, зрение.
  • Спонтанное слезотечение.
  • Светобоязнь.
  • Повышенная чувствительность к табачному дыму.

Но давайте перейдём к чуть более научному описанию синдрома.

О терминах

Симптом — субъективное ощущение сухости (объективно её может и не быть).
Признак — объективное снижение секреции жидкости (субъективно может и не ощущаться).
Синдром — симптомы и признаки (вплоть до блефароспазма)
Болезнь — клиническая картина, при которой важнейшим проявлением является синдром. Характерные ситуации: менопауза, аутоиммунная экзокринопатия, авитаминоз А.

В Древней Греции впервые ввели термин «ксерофтальмия», то есть «сухой глаз». Но тогда им называли роговичную слепоту, сопряжённую с полным высыханием поверхности глаза. В девятнадцатом веке значение термина сместилось к профессиональному обозначению синдрома Сьёгрена и ряда кератитов. Только полвека назад термин принял текущее значение: фон Рётт назвал количественные критерии дефицита слезы. Теперь диагноз делят на водный дефицит, мукодефицит и липодефицит в зависимости от того, какой именно компонент слезы в дефиците.

Степени синдрома сухого глаза

Степень — это не стадия развития заболевания, а уровень тяжести и возможных последствий. Например, в результате травмы или химического воздействия можно начать сразу с тяжёлой стадии и довольно оперативно выйти на терминальную. Но лучше, конечно, этого избегать.

1. Субклиническая степень — нет ярких симптомов, пациент иногда жалуется на чувство сухости при использовании фена, на сухом воздухе, на сильном ветре или при длительном ношении контактных линз, либо при длительной работе за компьютером.
  2. Лёгкая — симптомы выражены, появляется также зуд, реже  светобоязнь, ещё реже  затуманивания, совсем редко — небольшой блефароспазм. Часто ставят диагноз инфекционного или аллергического конъюнктивита.
  3. Средняя — все симптомы + новые признаки (эрозия, точечная кератопатия, нитчатая кератопатия, гиперемия конъюнктивы). На средней степени все изменения обратимы.
  4. Тяжелая — добавляются язвы роговицы, бельма, неоваскуляризация роговицы, спайки и другие изменения, которые уже необратимы.
  5. Терминальная — добавляется значительное ухудшение зрения из-за перегораживания оптического поля (например, язвой). Конец этой стадии — полная потеря возможности различать предметы глазом.
Элтацин всд инструкция по применению

Диагностика

В любом офтальмологическом кабинете могут собрать с вас анамнез, посмотреть на глаза через микроскоп и сделать тесты на слезопродукцию. Последние особенно важны в плане диагностики ранних стадий ССГ, поэтому их включают в большинство правильных регулярных обследований глаз.

Если у врача возникают подозрения, он также может назначить специальные диагностические методы (витальное окрашивание красителями; кристаллография слезы; цитокомпрессионное исследование; ультразвуковое исследование слезной железы; лабораторные исследования СЖ), требующие достаточно специфической техники лаборатории или диагностического центра.

Как правило, большая часть случаев ССГ диагностируется по нарушению слёзопродукции либо по связанным изменениям глаза, в частности, блефаритам.

Связь с воспалением век (блефаритом)

Особенность в том, что пациенты жалуются на симптом, и обычно есть картина болезни. Но при этом в диагностике довольно часто не выявляются признаки и не назначается терапия. Есть даже анекдот про это в офтальмологии:

— Что делать с пациентом с блефаритом?
— Отправить его к конкуренту!

Так вот, синдром сухого глаза и блефарит — это две связанные проблемы. Если ССГ был вызван не блефаритом, то он может вызвать воспаление века. Если же ССГ был вызван блефаритом, в любом случае для лечения одного требуется и лечение другого. Основной момент — можно сколько угодно долго замещать слезу, стараясь бороться с синдромом сухого глаза поддерживающим лечением, но результата это не даст. Надо вылечить и блефарит (или не дать ему развиться при сценарии, когда не он послужил причиной запуска ССГ). Плюс решить ряд сопровождающих проблем по ухудшению трофики. Если врач назначает только заменитель слезы или подобное средство, сначала пациент просто терпит, а потом начинается развитие синдрома с сопутствующими необратимыми органическими нарушениями слезопродуцирующего аппарата и поверхностных структур глаза вплоть до изъязвления роговицы.

Дрожь в руках при всд

Отсюда два правила:

1. Если у вас сухо в глазах, надо на диагностику, а не ждать, пока пройдёт.
  2. Если у вас нашли синдром сухого глаза и назначали только слёзозамещение, но не обозначили точные причины, его вызвавшие, нужно их искать и лечить. И уже заняться профилактикой проблем, которые разовьются при течении ССГ.

Лечение

Лечение выполняется не только защитой глаза от потери жидкости, но и, главное, снятием причины заболевания. Об этом чуть позже. Пока аккуратнее. Лучше раньше обследоваться (тест на слёзопродукцию занимает 10 минут), чем присоединиться к тем, ради кого мы запускаем свои биореакторы на производстве геля.

Наприенко Маргарита Валентиновна
Главный врач, доктор медицинских наук, профессор, невролог высшей категории

Екушева Евгения Викторовна
Невролог, доктор медицинских наук, профессор