Шизотипическое расстройство

Шизотипическое расстройство личности – это разновидность психического заболевания, в основе которого лежит расстройство личности, которое сопровождается проявлениями аномалий в психоэмоциональном реагировании и мыслительной деятельности. Люди с шизотипическим расстройством личности характеризуются проявлением сложных взаимоотношений, необычной формой общения (необщительность, замкнутость), тяготением к отделению от общества, настроенностью бредового характера, эксцентричной манерой поведения и возникновением неадекватных реакций на влияние внешних раздражителей.

Шизотипическое расстройство личности сильно напоминает шизофрению по симптоматике. Но проявления его не сильно яркие. Вместе с этим, нарушения, свойственные болезни шизофрении при шизотипическом расстройстве личности, не наблюдаются и не проявляются.

К самым ярким проявлениям данной патологии относят присутствие чрезмерной подозрительности, замкнутости и недоверчивости.

Вызывающее или бестактное поведение могут быть признаками болезни: что такое шизотипия

Фото: gney.ru

Шизотипическое расстройство личности одно их психических нарушений. Узнать шизотипика не так просто. Лайфхакер рассказал об особенностях таких людей, и чем болезнь отличается от близкой ей шизофрении.

ЧИТАЙТЕТАКЖЕ

Эксперт рассказал, почему казахстанцам не стоит верить в гороскопы

Топ-10 необычных денежных неврозов, с которыми может столкнуться каждый

Люди, страдающие шизотипическим расстройством личности, как правило, кажутся абсолютно здоровыми и социально адаптированными. Единственное – иногда они могут быть слишком эксцентричными, а их вызывающее и бестактное поведение порой даже отталкивает окружающих. Шизотипик чувствует негативное отношение к себе, и для объяснения проблем во взаимоотношении с окружающими, наделяет людей отрицательными качествами. Для него все становятся врагами, которые завидуют его успехам и желают ему только зла.

Как мы понимаем, такой человек нуждается в помощи. Предположить диагноз можно, если человек демонстрирует хотя бы пять наиболее характерных симптомов нарушения:

1. Склонность к одиночеству.
  2. Неуместные эмоциональные реакции. Человек может громко рассмеяться на похоронах, вспомнив какую-то шутку.
  3. Чрезмерная и устойчивая социальная тревожность. Обиженная позиция «меня никто не может понять и оценить по достоинству».
  4. Неадекватное восприятие событий, происходящих вокруг. Человек может придавать чрезмерное личное значение сему происходящему. Например, если соседи затеяли ремонт, то исключительно, чтобы насолить ему шумом..
  5. Эксцентричные убеждения и манеры. Скажем, человек с расстройством может быть уверен, что за ним следят спецслужбы. Рубить правду матку и бестактно говорить неприятные, хоть и правдивые вещи.
  6. Недоверие к окружающим. Человек не верит, что кто‑то искренне пытается помочь ему или радуется его достижениям. Все люди врут, и все неискренне.
  7. Поиск у себя сверхъестественных способностей. «Я вижу всех насквозь», «Мне снятся вещие сны», «У меня есть магические способности, прокляну мало не покажется. Это набор фраз из шизотипического арсенала.
  8. Переживание необычных ощущений. Человек может уверять, что чувствует присутствие кого‑то, слышит голоса.
  9. Необычность во внешности, которую всячески хочется подчеркнуть. Волосы яркого цвета, нестандартные прически, необычное сочетании предметов гардероба, пирсинг в чрезмерных количествах. Уверенность, что можно не мыться месяцами и гордиться естественным запахом тела.
  10. Странная манера речи. Например, бессвязное бормотание чего-то, или говорить, пропевая слова.
Шизофрения и климакс у женщин

Шизотипию считают легкой, более мягкой формой шизофрении. Главное отличие лишь в том, что шизотипик более рациональный и вдумчивый, в отличие от шизофреника, который полностью погрузился в мир собственных галлюцинаций. Плюс, шизотипическое расстройство личности не мешает социальной жизни человека. Интересный факт: если шизотипик становится художников, артистом или музыкантом, его странности объясняют как признаки гениальности.

Шизотипическое нарушение чаще всего проявляется уже в раннем взрослом детстве, и причиной развития болезни могут быть или наследственность, или пережитые эмоциональные травмы. Хронический стресс также повышает риск развития шизотипии.

Расстройство опасно даже не столько грозящим человеку на всю жизнь одиночеством, сколько другими проблемами: непроходящие депрессии, нервные срывы, развитие алкоголизма, попытки самоубийства. К тому же, оно со временем может перерасти в другие расстройства личности.

Сами шизотипики никогда не признают необходимости обратиться за помощью к психотерапевту, и помочь им в этом смогут только близкие люди.

Ранее психологи раскрыли шесть привычек, которые мешают вам быть счастливым.

Лечение шизотипического расстройства

К сожалению, при обращении в психологические или психотерапевтические центры риск постановки неправильного диагноза возрастает в разы. Однако даже при дифференцированной диагностике психиатрами, как правило, выявляются признаки сразу нескольких психических расстройств, например: простой шизофрении, шизоидного или обсессивно-компульсивного расстройства или биполярного аффективного расстройства.

Для постановки диагноза при подозрении на шизотипическое расстройство необходимо устойчивое сохранение хотя бы 4 из специфических признаков заболевания на протяжении 2 лет, например:

• беспричинной ярости;
  • асоциального образа жизни;
  • патологической подозрительности;
  • навязчивых идей и мыслей;
  • частой смены настроения.

Лечение шизотипического расстройства

Лечение шизотипического расстройства личности проводят психиатры и психотерапевты. Фармакотерапия заболевания базируется на применении нейролептиков и антидепрессантов короткими курсами, в безопасной минимальной дозировке. Однако основной акцент при лечении шизотипического расстройства делается на работе с психотерапевтом.

Как жить полноценной жизнью когда у тебя шизофрения

Лечение шизотипического расстройства в нашей клинике проводится амбулаторно. Как правило, частота посещения фармакотерапевта (лечащего психиатра) и психотерапевта на начальном этапе лечения не превышает 1 раза в неделю. В дальнейшем (через 2–3 месяца от начала фармакотерапии), исходя из результатов лечения и для оценки текущего состояния пациента, психиатра необходимо посещать не реже чем 1 раз в месяц на протяжении года.

Психотерапевтическое лечение шизотипического расстройства личности проводится в форме индивидуальных и релаксационных сеансов. Работа с психотерапевтом начинается параллельно с фармакотерапией. В зависимости от целей и задач, врач выберет наиболее подходящий психотерапевтический метод, который позволит проработать патологические особенности личности и со временем вернуться к полноценной жизни в семье и обществе.

Сопутствующие симптомы шизотипического расстройства

Кроме основных симптомов шизотипического расстройства, выделяют еще целый ряд вспомогательных.

• Невротические нарушения

Это могут быть любые фобии, обсессии и компульсии, панические атаки, чрезмерный самоанализ, рефлексия или наблюдение за собой. Нередко при шизотипическом расстройстве наблюдаются астенические проявления. При этом психопатологическом состоянии пациент жалуется на слабость, быструю утомляемость, он плохо переносит любые нагрузки — как физические, так и умственные, психические. У многих пациентов обнаруживается мнительность, ипохондрия, когда человек постоянно беспокоится о своем здоровье, подозревает у себя всевозможные диагнозы и находит несуществующие симптомы.

• Нарушения пищевого поведения

Самые распространенные — это булимия и анорексия. При булимии человек испытывает постоянное чувство голода, на этом фоне переедает, а затем мучается чувством вины и предпринимает нездоровые попытки вывести еду из организма (искусственно провоцирует рвоту, пьет слабительные и т.п.) При анорексии пациенты сознательно отказываются от еды или сильно ограничивают калорийность рациона, в результате чего развиваются витаминно-минеральная, белковая недостаточность и ряд других проблем со здоровьем.

• Аффективные расстройства
Сильные головные боли при шизофрении

Иначе их называют расстройствами настроения. У пациентов могут наблюдаться признаки длительной депрессии или, наоборот, эпизоды беспричинной эйфории. Важная особенность — изменения в настроении не сопровождаются психотическими проявлениями.

Признаки депрессии

• Поведенческие нарушения

Иногда шизотипическое расстройство может сопровождаться агрессией, странными поступками, сексуальными извращениями, алкоголизмом.

Стоит отметить, что один или несколько симптомов еще не являются поводом для самостоятельной постановки диагноза. Оценивать клинические проявления надо в комплексе и делать это должен врач-психиатр.

Чем опасно шизотипическое расстройство личности

Не только возможной социальной изоляцией и отсутствием близких друзей. Эксперты американской медицинской организации Mayo Clinic утверждают Schizotypal personality disorder / Mayo Clinic , что шизотипическое расстройство личности, если его не корректировать, может привести к серьёзным неприятностям. Например:

• депрессии;
  • полноценной шизофрении;
  • развитию других расстройств личности;
  • нервным срывам в ответ на элементарный стресс;
  • проблемам с алкоголем и наркотиками;
  • попыткам самоубийства.

Недоверие

Отличить шизотипическое расстройство непросто, особенно в детстве. В основном диагноз дифференцируется с шизоидным расстройством, параноидным расстройством, шизофренией, неврозами.

Шизотипическое расстройство диагностируется при наличии минимум 3 признаков из следующих:

• пренебрежение социальными нормами, странность и эксцентричность поведения;
  • странные убеждения и мистическое мышление;
  • эмоциональная холодность и отстраненность;
  • социальная отстраненность и трудности в общении;
  • подозрительность, мнительность и тревожность;
  • неконтролируемые размышления на почве недовольства собой, сексуальной или агрессивной энергии;
  • иллюзии, аномальное восприятие реальности;
  • спутанное, поверхностное и стереотипное мышление, несвязная речь.

На сеансе у психотерапевта клиенту предлагается пройти тест SPQ (Schizotypal Personality Questionnarie). Это международная диагностическая методика, позволяющая дифференцировать патологию шизотипического рода (шизоидное и шизотипическое расстройство, шизофрения и другие).

Долгое время шизотипическое расстройство может оставаться незамеченным, особенно у мужчин. Эмоциональная холодность и другие признаки списываются на гендерные и личностные особенности. Однако чем дольше заболевание остается без внимания, тем выше риск развития осложнений, в частности шизофрении.

Маска чарли чаплина при шизофрении

Онлайн-ресурсы по шизотеме

Оксфордский Schizophrenia Bulletin — лучший источник современных научных данных о шизофрении и родственных заболеваниях.

Много полезной информации на сайтах общественных организаций, специализирующихся на помощи людям с шизофренией, например, здесь: Schizophrenia Society of Canada.

В России таких общественных организаций пока нет. А основной онлайн-ресурс — пациентский форум «Шизофрения и Я» — содержит, похоже, много дезинформации. В русскоязычном сегменте сети уровень адекватности информации выше в группе для общения молодых людей с различными психическими расстройствами, в том числе шизофренического спектра.