Шум и звон в ушах

В настоящее время термином «тиннитус» обозначается субъективный шум в ушах. Тиннитус включает в себя не просто шум или звон в ушах или голове, а целую совокупность связанных с ним проблем – эмоциональных, психических, социальных. Хроническим тиннитусом страдает около 30 % населения Земли. Нервное перенапряжение, вызванное постоянным шумом и невозможностью наслаждаться тишиной, приводит к бессоннице, депрессии, раздражительности, нарушению концентрации внимания и необъяснимым страхам.

Однако следует отметить, что сам по себе тиннитус – это не самостоятельное заболевание, а лишь симптом. Причиной тиннитуса могут быть различные заболевания (старческие изменения в слуховом аппарате, травмы уха, либо патология со стороны сердечно-сосудистой системы). Большинство людей, страдающих шумом в ушах, отмечают, что при лечении основной причины тиннитуса симптомы его со временем уменьшаются.

ПРОЯВЛЕНИЯ ТИННИТУСА

Тиннитус проявляется ощущением постоянного шума в ушах. Этот шум может характеризоваться пациентами, как гул, шипение, свист или звон. Кроме того, отмечается снижение слуха. Характеристика шума может варьировать от тихого звона до громко свиста, как в одном ухе, так и в обоих. Иногда шум может ощущаться так громко, что пациент не может сконцентрироваться на своей работе и повседневной деятельности. Скопление ушной серы может ухудшить проявления тиннитуса, так как при этом отмечается снижение слуха. Пациент не слышит внешние звуки, в результате чего внутренний шум в ушах ощущается громче. Со временем проявления тиннитуса воспринимаются не так остро и реже являются причиной стресса. Сглаживаются проявления депрессии, улучшается сон и общее самочувствие.

ПРИЧИНЫ ТИННИТУСА

Тысячи слуховых клеток внутреннего уха с помощью волосков обеспечивают превращение звуковых колебаний в электрические сигналы, которые потом поступают в головной мозг. В норме волоски этих клеток двигаются в соответствии со звуковыми колебаниями. Однако при повреждении этих волосков или их раздражении они начинают двигаться хаотично. В результате образуется смесь электрических сигналов, которая мозгом расценивается как постоянный шум. Наиболее частыми причинами такого изменения клеток внутреннего уха являются:

• Возрастное изменение клеток слухового аппарата (пресбиакузия). Этот процесс начинается примерно с 60 лет.
  • Шумовое повреждение внутреннего уха. Чрезмерное воздействие шума в течение длительного времени может привести к снижению слуха.
Маниакально депрессивный психоз симптомы и признаки

Тиннитус также встречается и при болезнях обмена веществ, например, сахарном диабете, при заболеваниях почек, заболеваниях шейного отдела позвоночника и патологии височно-нижнечелюстного сустава.

К другим причинам тиннитуса относятся:

• Длительный прием некоторых медикаментов. Некоторые виды антибиотиков (например, гентамицин), а также прием больших доз аспирина могут оказывать повреждающее действие на клетки внутреннего уха.
  • Изменение структуры слуховых косточек среднего уха. Уменьшение подвижности слуховых косточек, например, при отосклерозе, так же может привести к нарушению слуха.
  • Травма. Травма головы или уха может сопровождаться повреждением внутреннего уха.
  • Атеросклероз. Атеросклероз проявляется тем, что на стенках артерий образуются холестериновые бляшки. В результате этого сосуды теряют свою эластичность и не могут пульсировать в такт движению крови. Это приводит к тому, что кровоток в сосудах становится турбулентным (то есть с завихрением) и ощущению шума с каждой пульсацией сосудов.
  • Высокое кровяное давление. Гипертония и факторы, повышающие кровяное давление, такие как стресс, кофеин и алкоголь, могут усиливать ощущение шума.
  • Турбулентный кровоток в сосудах. Сужение сонных артерий или яремных вен приводит к появлению в них турбулентного кровотока, что проявляется шумом в голове.
  • Патология капилляров. Такая патология, как артерио-венозные шунты (соединения между артериями и венами) может сопровождаться ощущением шума в голове.
  • Опухоли головы и шеи. Тиннитус часто является признаком опухолей головы и шеи (например, невриномы слухового нерва).

ДИАГНОСТИКА

Поиск причин возникновения шума в ухе необходимо начать как можно раньше. Причем он должен вестись не только ЛОР-врачом, но и врачами других специальностей. Для того, чтобы уточнить причины шума, врач расспрашивает пациента о характере симптомов: когда они впервые появились, их тяжесть и в каком случае они ухудшаются. Кроме того, так как шум в ушах может быть вызван различными другими заболеваниями, не касающиеся непосредственно слуха, врач проводит обследование общего состояние пациента. Обязательно выясняется, не принимает ли пациент какие-либо медикаменты. Далее врач проводит осмотр уха и его просвета, чтобы выявить наличие серных пробок, которые сами могут вызвать шум в ушах. Для выявления патологии сосудов врач слушает их с помощью фонендоскопа. Если причиной тиннитуса является поражение внутреннего уха, то такое состояние называется субъективный тиннитус, так как шум ощущается только пациентом. Если же шум выявляет и врач при обследовании сосудов пациента, то это пульсирующий тиннитус.

Какие пить витамины при неврозе

ЛЕЧЕНИЕ

Лечение тиннитуса зависит от его причины. Если причиной шума в ушах являются возрастные изменения со стороны внутреннего уха либо поражение его вследствие шумовой травмы, то лечения на сегодняшний день не существует. В большинстве своем пациент может лишь подстраиваться под существующую проблему. Специалист нашего Центра обсудит с Вами советы для уменьшения тяжести проявления тиннитуса. В случае других причин тиннитуса, специалисты «ЛОР Центра» проведут лечение того или иного заболевания, симптомом которого является шум в ушах. При скоплении ушной серы Вам проведут промывание слухового прохода. Если причина шума в ушах – заболевания сосудов головы, то врач-невролог назначит необходимую терапию. В случае, если шум в ушах является проявлением приема определенных медикаментов, необходимо прекратить их прием либо заменить их на другие препараты, не взывающие тиннитус.

Симптомы тиннитуса

Симптомы тиннитуса. Aksimed.ua.

Несмотря на общее название, «слышать» тиннитус можно по-разному:

• жужжание
  • шум волн
  • звон в ухе
  • писк (как при включении старых ламповых телевизоров)
  • свист
  • шипение
  • потрескивание

Также шум в ушах может сопровождаться болями в ухе и ощущением заложенности, головными болями и головокружением вплоть до тошноты и даже рвоты. Иногда больному кажется, что в ушном канале находится инородный предмет, который можно «вытрусить».

Если же тиннитус сопровождается бессонницей, навязчивыми страхами или больной считает, что в его голове сидят существа или находятся механизмы, издающие этот шум, можно говорить о нарушениях психики.

Выводы

Добавление ГАМКергических препаратов к терапии бензодиазепинами влияния на результаты лечения ИШУ преимущественно кохлеарного происхождения не оказывает. У исследуемой группы пациентов, согласно данным ВАШ, уровень выраженности симптомов не изменился. Те же результаты были получены и Shulman и др. [8]. С помощью ВАШ невозможно разделить сенсорные показатели (интенсивность) и влияние (раздражение). В этом могут помочь обоснованные выводы из анкетирования по симптому шума в ушах.

Лечение детских неврозов в домашних условиях

1. Shulman A., Strashun A.M., Seiby J.P. et al. Benzodiazepine receptor deficiency and tinnitus // Int. Tinnitus J. — 2000. — 6(2). — 98-111.

2. Roy A., Bakay E., Harris A. Neurotransmitter, receptor and biochemical changes in monkey cortical epileptic foci // Brain Res. — 1980. — 206. — 387-404.

3. Shimohama S., Taniguchi T., Fujiwara M., Kameyama M. Change in benzodiazepine receptors in Alzheimer type dementia // Ann. Neural. — 1988. — 23. — 404-406.