Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сепарационная тревога у детей

Сепарационная тревога у детей

Сепарационная тревога у детей

В один прекрасный момент ваш малыш может начать себя вести немного по-другому. Он может стать более эмоционально зависимым от вас, бояться других людей, плакать, когда остается один или не хотеть оставаться одному (без родителей), все время искать родителей глазами и тактильно соприкасаться. Это явление называется сепарационная тревога, и это естественный этап в развитии маленького ребенка.

Здесь мы расскажем, что вызывает сепарационную тревогу, когда обычно начинается этот период, как можно поддержать маленького ребенка на этом этапе.

Что такое тревожность

Тревожность — состояние нервозности и обеспокоенности — испытывают и взрослые, и дети. Она возникает в «продвинутой» префронтальной коре головного мозга, где мы решаем проблемы и воображаем разные ситуации. Это место, где у ребенка возникают мысли: «Ой, что, если я облажаюсь? Что, если меня кто-нибудь похитит? Что, если я скажу что-то неправильно перед всем классом?» Или у родителей: «Что, если мой ребенок заболеет? Что, если я уеду на выходные и ребенку будет так одиноко, что это разрушит наши отношения навсегда?»

В тревоге мы представляем все, что может случиться: в голове будто возникают короткие страшные видеоролики. Эти послания об опасности получает амигдала — примитивная по сравнению с префронтальной корой часть мозга. Получив сигнал, она включает систему защиты: передает сигналы дальше — и тело приходит в состояние, как если бы на него напал медведь гризли. Система защиты, которой управляет амигдала, создана для того, чтобы достать вас из любой опасной ситуации, в которую вы попадаете. Но амигдала не может распознать разницу между опасностью реальной и воображаемой.

Проблема с современной тревожностью — в том, что бороться не с чем. Это всего лишь наши опасения, что что-то может случиться. Мы много думаем об этом и ярко, в подробностях воображаем, как это произойдет. А дальше появляются физические симптомы: мы краснеем, напрягаемся, начинаем дрожать или бежим в туалет. Когда мы чувствуем это в теле, мы думаем: «Какой ужас, что со мной происходит?» А бедная амигдала говорит: «Да, да, мы в опасности, происходит то, чего я боялась!» Этот процесс может быть по-настоящему драматичным, но многие дети и родители не осознают его. Простое осознавание процессов, которые происходят в теле, поможет снизить уровень тревоги. Это первое, чему я обучаю родителей и детей.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Проблема тревожности детей в повседневной жизни становится всё более популярной и актуальной в педагогике и психологии. Понятием '' тревожность '' психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Тревога — эпизодическое проявление беспокойства или воплощения: попереживали, успокоились и забыли. А вот тревожность — это уже устойчивое эмоциональное состояние, связанное с постоянным предчувствием беды и целой кучей разнообразных страхов. Но, например, ситуативная тревожность, возникающая в связи с неприятным или опасным событием, абсолютно нормальна (больше того, она может сыграть положительную роль, став своеобразным мобилизующим механизмом). Другое дело — личностная тревожность. Её симптомы: склонность паниковать по любому поводу, частый страх, ощущение неопределённой угрозы и готовность воспринимать все события как '' ужас — ужас — ужас '' .

В общении тревожные дети проявляют робость, напряженность, они очень чувствительны, не способны постоять за себя. Заниженная самооценка у тревожных детей выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребёнка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром.

Читайте так же:
Детский энурез народные методы лечения

Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всём поведении. Эмоциональный фон дошкольника может быть положительным и отрицательным.

Отрицательный фон ребёнка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется, подавлен, не инициативен. Такой ребёнок является тревожным, он отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребёнку, казалось бы, ничего не грозит.

Проблема возникновения тревожности, причины её проявления и социальные последствия являются одним из важнейших аспектов изучения в современной психологической науке, так как правильное, здоровое взаимодействие ребёнка со средой и, прежде всего, с его социальным окружением, играют первостепенную роль в его психическом и личностном развитии. Поэтому своевременная коррекционная работа способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста. Одним из средств коррекции тревожности может быть танцевальная терапия. Танец зачастую является лёгким способом выражения эмоций, даже если опыт ребёнка настолько травматичен, что он не может говорить об этом. Танцевальная терапия помогает улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации. Она стремиться дать возможность каждому ребёнку реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Сила танца способна не только поднять настроение, но и обрести потерянную гармонию в отношении с окружающими, с самим собой и своим телом. Спонтанное движение честно и точно передает эмоции, недаром язык жестов может рассказать о человеке то, что он пытается скрыть, боится или не может выразить.

Танцевальная терапия ведет начало от творческого танца. Танец в терапии в отличие от танца — представления — использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства.

Основные понятия танцевальной терапии отражают тесные взаимоотношения между телом или, если говорить более конкретно, движением и разумом. Танцевальная терапия базируется на допущении о том, что манера и характер движений отражают наши личностные особенности.

Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Когда — то танцевальная терапия признавалась неэффективной, дающей лишь временное облегчение, но в настоящее время добилась большого уважения и признания. Многие исследователи показали что танцевальная терапия может быть эффективным средством коррекции тревожности.

Коррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода танцевальной терапии. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную, травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей. Второй механизм связан с реакцией, позволяющей изменить действие '' аффекта от мучительного к приносящему наслаждение ''.

В материалах книги Гиршона А. Е., Козлова В.В., Веремеенко Н.И '' Тацевально — двигательная терапия '' описано исследование А.Лесте, Дж.Роста о влиянии танцетерапии на человека, которое показало, что те кто проходил серию из 4-5 сессий танцевальной терапии в течение 2 недель, значительно уменьшили показатели по широко известному тесту уровня тревожности. Кроме того, как сообщается в отчете, их опыт движения не только принес позитивные изменения, но и дал им ряд психологических инсайтов. Исследователи пришли к выводу, что танцевальная терапия может быть значительным методом избавления от чрезмерной тревожности.

Читайте так же:
Как пить укроп при энурезе

В отчете об исследовании, представленным танцетерапевтом Донной Ньюман — Блюстейн, целью которого являлось изучение влияния танцевальной терапии на психическое состояние человека, сообщалось, что танцевальная терапия эффективно помогает пациентам, делает их более расслабленными, формирует у них чувство уверенности и успеха, снижает уровень ситуативной и личностной тревожности.

В 2004-2005 году Московский центр современного танца посвятил свое исследование изучению влияния танцевальных уроков на психическое состояние человека. Свою работу они направили на изучение того, что приводит человека в танцевальный класс и какие изменения с ним происходят в результате обучения танцам. Наиболее распространенной целью занятий явилось желание стать более свободным, почувствовать свое тело, избавиться от тревожности. Так, с момента начала занятий у испытуемых достоверно снизился уровень напряжения, уменьшилось чувство одиночества, снизился уровень ситуативной тревожности и возрос уровень комфортности.

В работе с дошкольниками танцевальная терапия дает хорошие результаты. Если ориентировать ее на определенную проблему, например, личностную тревожность дошкольников, то можно корректировать негативные изменения психического состояния ребенка. Благодаря танцевальной терапии детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства тревоги и освободиться от них. После проживания этих чувств в танце, им легче говорить о них и перестать выстраивать барьеры между собой и другими.

Метод танцевальной терапии с целью уменьшения уровня тревожности для дошкольников более эффективен, так как содержит простые ритмические упражнения и чаще всего знакомую музыку со словами, чем способствует более лучшему раскрепощению и достижению нужного результата.

В результате занятий танцевальной терапией у детей повышается настроение, возвращается уверенность в себе, снижается уровень тревожности.

Танцевальная терапия направлена на развитие и тренировку психических процессов, творческого воображения, способности свободного и осознанного владения своим телом. Такой подход дает возможность эффективно корректировать уровень тревожности у дошкольников.

Как победить страхи, свойственные пожилым людям?

  • Уход на пенсию часто переживается пожилыми очень болезненно. Профессиональная востребованность помогает поддерживать хорошее психическое здоровье. Если возможности продолжать профессиональную работу нет, то можно предложить участие в волонтерской деятельности. Работа на телефоне в составе поисковой группы, расклеивание листовок, организация мастер-классов по выпечке блинов в детском учреждении, передержка животных — все то, что позволит продолжать посильное участие в общественной жизни, передавать накопленный опыт и чувствовать себя востребованным. Этим вы поможете снизить риски социальной изоляции пожилых близких.
  • Пожилые люди часто боятся потери близких людей, увеличения дистанции между родными. Попробуйте найти способ быть ближе к старикам. Воскресные обеды или совместная рыбалка или прогулка в лесу — это то, что напоминает старикам, что традиции сохраняются, и они по прежнему включены в круг семьи. Если расстояния препятствуют тесному общению, а освоить скайп бабушка отказывается, то можно попробовать возродить простой и понятный способ связи: отправлять время от времени обычное бумажное письмо или красивую открытку к каждому значимому дню с теплыми словами и почаще звонить и справляться о здоровье и настроении.
  • Со страхом смерти эффективно работают психотерапевты. Близким можно предложить почаще заводить со стариками разговоры об их прошлом, предложить составить генеалогическое древо семьи или написать записки о детстве и юности. Чем старше человек, тем более он подвержен традициям и привязан к прошлому. Воспоминания не только позволят получить ощущение, что в жизни было много значимых моментов, но и найти яркие детские впечатления, а именно детские мечты, если найти способ воплотить их в жизни, наиболее благотворно влияют на человека. Предложите бабушке и дедушке повторить памятный поход в цирк со внуками, и они будут меньше бояться будущего.
  • Пожилые люди часто очень боятся перемен. По возможности избегайте переездов, особенно в другую страну или город, не инициируйте ремонт в доме, в котором старики прожили свою жизнь, не выкидывайте без спроса вещи. Определенная вязкость мышления и обидчивость свойственна пожилым, поэтому все изменения, если они не связаны с жизнью и здоровьем, должны быть очень медленными и щадящими. Все изменения, которые улучшают качество жизни пожилого человека следует положительно подкреплять, а негативные выборы оставлять без внимания.
Читайте так же:
Народные средства от заикания у подростков

С начала 2021 года амбулаторную помощь в областном гериатрическом центре получили 170 жителей Томска и районов области, еще 70 человек прошли лечение в стационаре.

Областной гериатрический центр открылся в томской больнице № 2

«В 2020 году из-за сложной эпидемиологической ситуации прием пациентов в гериатрическом отделении больницы № 2 Томска был приостановлен. А в январе 2021-го мы возобновили работу уже в новом статусе — областного гериатрического центра», — сообщила главный внештатный специалист-гериатр облздрава Татьяна Бондаренко.

Специалисты центра проводят амбулаторное и стационарное лечение пациентов старше 60 лет с диагнозом «старческая астения».

В стационаре для пациентов работает оборудованный тренажерный зал, комната психоэмоциональной разгрузки, проводятся медикаментозное и физиолечение, занятия с психологом. Всем пациентам проводится диагностика, при наличии показаний — лечение остеопороза. Амбулаторный прием ведут врачи-гериатры. Попасть на прием к специалисту можно по направлению врача из поликлиники.

Гериатрический центр открылся в рамках национального проекта «Демография». Планируется, что ежегодно по профилю «Гериатрия» лечение здесь будут проходить не менее одной тысячи пожилых жителей Томской области.

Депривация — лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма. (Большой медицинский словарь)

Алёна Пронина, специалист в области когнитивно-поведенческого подхода

Термин «депривация» активно используют в психиатрии, психологии, социологии.

Он обозначает психическое состояние человека, которое возникает, когда тот не может удовлетворить свои жизненные потребности. Название произошло от латинского слова deprivation, в переводе — «лишение». Потребности бывают физические — тепло, сон, пища; или социальные — общение, понимание, поддержка. Первоначально термин «депривация» использовали в экспериментах, когда человек не мог постоянно удовлетворять те или иные нужды. Учёные выяснили: при депривации витальных (жизненных. — Прим. ред.) потребностей человек испытывает как физиологический, так и психологический дискомфорт. Приступы депрессии, агрессии, страх, повышенная тревожность, зависимости и психосоматические заболевания — признаки депривационной личности. В современной социологии используют понятия абсолютной и относительной депривации. Если человек не способен удовлетворить основные потребности в жилье или питании, то говорят об абсолютной депривации, так как нарушаются базовые условия существования. Если человек не удовлетворён уже имеющимися у него благами: квартирой, зарплатой, социальным статусом, так как желает большего, то это состояние называют относительной депривацией. Низкая оценка на экзамене, второе место на соревновании, застой на работе — всё это может послужить основой для крайне болезненного переживания, несовпадения ценностных ожиданий с реальностью и, как следствие, привести к депривации.

Читайте так же:
Упражнения для снятия тревожности у педагогов

Тип депривации зависит от характера лишений. Информационный голод ведёт к сенсорной депривации, что особенно опасно для детей, так как потребность в новых ощущениях возникает уже в раннем возрасте. А обеднённая среда способствует возникновению синдрома алекситимии (неспособность человека называть переживаемые эмоции, вербализировать их. — Прим. ред.). При социальной депривации человек не может выполнять собственную социальную роль. «Дети-маугли» лишены возможности простого человеческого общения и деградируют в сторону звериных инстинктов. Также депривация возникает, если человек не может установить доверительные связи — у него развивается повышенное чувство тревоги и неуверенности в себе.

Не надо депривацию путать с фрустрацией, между ними есть существенные различия. Фрустрация предполагает, что человек хочет вернуть себе блага, которыми ранее обладал, например здоровье или богатство. При относительной депривации человек стремится к тому, чего никогда не имел. А сама депривация грозит человеку более болезненным и длительным состоянием, чем фрустрация.

На человека единовременно могут давить сразу несколько типов депривации, что усиливает негативное воздействие на психику и физиологию. Само по себе лишение не несёт вреда, так как организм адаптируется к любым условиям. Решающая роль в возникновении болезненных переживаний — это отношение человека к самому факту депривации. Если он переживает её как нечто бессмысленное, то восприятие будет негативным. Но если человек видит в этом определённое значение, то легко справится. К примеру, пищевая депривация не обязательно вызывает страдания: люди сознательно практикуют лечебное голодание, не принимают пищу до десяти дней и не испытывают при этом отрицательных переживаний.

Чтобы избавиться от относительной депривации, необходимо работать с грамотным психологом. В случае абсолютной депривации единственное, что можно сделать, — это предоставить человеку необходимые блага или помочь ему с их достижением. Также в борьбе с депривацией используют временное отключение её механизма: например, гасят накопившуюся агрессию физическими упражнениями.

Ольга Кузнецова, психолог, специалист по работе с одарёнными детьми

За свою жизнь каждый человек сталкивается с депривацией в лёгкой или тяжёлой формах. Проявиться она может в любом возрасте с самого рождения. У детей она влияет на развитие и влечёт необратимые последствия. К примеру, ребёнок в дошкольном возрасте привык много и хорошо спать, жил в семье, ему было тепло и комфортно. Когда он попадает в школу, с ним может произойти депривация по нескольким причинам. Во-первых, он сталкивается с непривычно большими нагрузками, а некоторые занятия вроде физкультуры могут выводить его из зоны комфорта. Во-вторых, он попадает в новое окружение, где много незнакомых ему людей — детей и преподавателей. В итоге ребёнок лишается сна, у него возникают проблемы с сенсорными процессами и социализацией. Если он плохо запоминает, уходит на шаг назад в развитии, отказывается от игрушек или еды, то ему необходима поддержка взрослых. Детский организм податлив на изменения, и если вовремя не среагировать, то ребёнок может уйти в себя, так и не справившись со стрессом.

У взрослого человека депривация может произойти из-за смены работы, дедлайна на работе, переезда. У него появляется чувство беспокойства, нервозность, бессонница. Однако депривацию избежать невозможно и не стоит её бояться, так как это реакция на изменение условий внешней среды. Организм перестраивается и приспосабливается.

Когда человек испытывает сложности, он развивается. Рассмотрим ситуацию: мужчина живёт с родителями до 30 лет, они ему готовят завтраки и ужины, заботятся, сильно опекают. В один день семья решает, что их ребёнку наконец пора покинуть родительский дом. В таком случае мужчина точно столкнётся с депривацией. Но также для него это будет возможность входа в собственную жизнь.

Читайте так же:
Фитотерапия при заикании у детей

Если беспокойства не покидают, то стоит говорить о длительной депривации. Тогда необходимо обратиться к психологу, чтобы решить внутренние конфликты. Длительная депривация задерживает рост. Недостаток сенсорных и социальных стимулов приводит к замедлению эмоционального и интеллектуального развития.

Когда появляются расстройства

— Всегда ли нарушения возникают только в острой фазе или после выздоровления? Может ли быть отсроченный на несколько месяцев эффект?

— Длительный период отсроченности развития симптомов не характерен, надо искать другую причину. Мы говорим, что иммунитет после заболевания или вакцинации держится шесть месяцев. Если брать, например, 9 месяцев с момента выздоровления, то не исключено, что пациент снова переболел бессимптомно и у него возникли симптомы. Либо, если человек не болел снова и вакцинировался, для него в определенный период жизни проблемы с психикой были не очень актуальны, так как фокус был, например, на пневмонии. Если говорить о пациентах стационаров, то в остром периоде в некоторых случаях возникают психозы, но, после того как они выходят из этого периода, психотическая ситуация облегчается. Но могут сохраняться слабость эмоций — то слезы, то гнев, то бессилие. Слабость эмоций — это и есть наша адаптация, это всё лимбический комплекс, который обеспечивает нам жизненную силу. И когда комплекс вырубается, то главным симптомом становится бессилие, патологическая утомляемость, из-за дезадаптации человек хуже переносит нагрузки. Либо взвинчивается на какую-то эмоцию быстрее, чем раньше, либо начинает переживать и впадает в депрессию.

Характерный постковидный симптом, по словам врача, — эмоциональные качели. Лобная доля в обычной жизни обеспечивает контроль эмоций. Особенно она хорошо развита у взрослых людей, у детей еще не сформирована, а у лиц после 80 лет постепенно атрофируется. Именно поэтому многие дети и люди преклонного возраста не всегда контролируют то, что говорят.

Если у вас и раньше были предпосылки психических нарушений, то, вероятнее всего, после вируса они обострятся — так считают врачи

Часто задаваемые вопросы

Прием и лечение пациентов с подозрениями на тревожные состояния в клинике Шурова ведут психиатры и психотерапевты. Методики терапии подбираются в зависимости от поставленного диагноза. Если симптомы тревожности вызваны иными болезнями, в лечении будут задействованы врачи других специальностей.

Количество сеансов лечения тревожности у психотерапевта зависит от степени развития болезни. Как правило, требуется от 15 до 20 еженедельных сеансов при амбулаторной терапии. В стационаре лечение острых форм тревожности проводят в виде комплексной терапии. Продолжительность курса строго индивидуальна – от 10 дней (купирование обострений) до нескольких месяцев.

Если состояние тревоги не проходит, оказывает влияние на социальное поведение и качество жизни, это говорит о развитии психоэмоционального расстройства. Самостоятельное лечение в таких случаях представляется крайне опасным. Прием препаратов по своему усмотрению, без точного понимания клинической картины грозит развитием необратимых поражений психики.
Если вы не доверяете врачам, просто запишитесь на анонимную консультацию в нашу клинику. Это ни к чему не обязывает, но позволит выяснить опасность состояния, получить рекомендации, а при согласии – и вылечить тревожность в комфортных условиях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector