Лечение вегето-сосудистой дистонии

Федин Анатолий Иванович

Около 2% — 5% населения страдает головной болью более 15-ти дней в месяц. Значительная часть пациентов не обращается к врачу неврологу и самостоятельно используют различные обезболивающие препараты.

Вегето-сосудистая дистония ( синдром дисфункции вегетативной нервной системы) – комплекс симптомов, в основе которого лежит нарушение регуляции тонуса сосудов вегетативной нервной системы. В современной медицине врачи не рассматривают ее как самостоятельное заболевание, она отсутствует в международной классификации МКБ 10.

Ангиопатия сетчатки

Ангиопатия является результатом заболеваний, которые поражают сосуды во всем организме, и обычно развивается сразу на обоих глазах.

Виды ангиопатии сетчатки

I. Гипертоническая ангиопатия

3.jpg

Гипертоническая ангиопатия является следствием имеющейся у человека гипертонической болезни.

В большинстве случаев на начальных стадиях своего развития гипертоническая ангиопатия не вызывает никаких симптомов. Они могут появляться только при возникновении тяжелых и необратимых изменений в сетчатке.

Диагноз устанавливается после осмотра глазного дна. Для этого выполняются различные варианты офтальмоскопии. Выявленные изменения определяют стадию процесса:

• Ангиопатия сетчатки по гипертоническому типу начальной стадии – расширение венозных сосудов на фоне суженных артериол (4:1 при норме 3:2). Они становятся извитыми и ветвятся под тупым углом (симптом Гвиста);
  • Ангиосклероз – утолщение артериальных сосудов сетчатки глаза с утратой ими эластичности (симптом медной или серебряной проволоки). Результатом этих изменений становится ангиопатия по типу сдавление вен артериями (симптом перекреста Салюса-Гунна). При этом происходит застой крови в венах при ее недостатке в артериях;
  • Ретинопатия – пропитывание компонентами крови тканей сетчатки и мелкие кровоизлияния. Они приводят к непосредственному ее разрушению;
  • Нейроретинопатия – распространение патологических изменений из сетчатки на зрительный нерв, что проявляется в виде размытости его контуров и отека.
Как вылечить тахикардию при всд

В случае компенсации аретриальной гипертензии изменения сосудов сетчатки могут быть обратимы, если имелась начальная стадия заболевания.

Следствием далекозашедшей гипертонической ангиопатии сетчатки могут явиться такие тяжелые нарушения кровообращения сетчатки как:

4.jpg

• Тромбоз центральной вены сетчатки и ее ветвей

5.jpg

• Окклюзия центральной артерии сетчатки

II. Диабетическая ангиопатия

6.jpg

Возникает при отсутствии адекватного лечения сахарного диабета. Выделяют микроангиопатию (истончение стенок капилляров) и макроангиопатию (истончение более крупных сосудов). Ухудшается также микроциркуляция крови, следствием чего могут стать гипоксия (недостаток кислорода) тканей, множественные кровоизлияния и значительное снижение зрения. Ухудшается также микроциркуляция крови, следствием чего могут стать гипоксия (недостаток кислорода) тканей, множественные кровоизлияния и значительное снижение зрения.

III. Гипотоническая ангиопатия

Представляет собой значительное расширение артерий и пульсацию вен. Сосуды при этом выглядят извитыми.

IV. Травматическая ангиопатия

Возникает при сдавливании грудной клетки или травмах шейного отдела позвоночника и головного мозга.

Причины ангиопатии сетчатки

• сахарный диабет;
  • шейный остеохондроз;
  • травмы;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • болезни крови;
  • курение;
  • нарушение нервной регуляции;
  • атеросклеротические изменения сердечно-сосудистой системы;
  • артериальная гипертензия;
  • врожденные особенности строения стенок сосудов (телеангиоэтазия);
  • системные заболевания, имеющие аутоиммунный характер.

Симптомы ангиопатии сетчатки

• Мелькание мушек и пятен перед глазами;
  • Снижение остроты зрения;
  • Размытость видимых объектов;
  • Выпадение отдельных полей зрения, которое может быть постоянным или периодическим;

При остром нарушении зрения – резком снижении остроты зрения, появлении выпадения центрального или бокового зрения, появлении искаженного зрительного восприятия – необходимо срочно обратиться к офтальмологу. Чем раньше будет начато адекватное лечение острых нарушений кровоснабжения сетчатки и зрительного нерва, тем больше шансов на сохранение зрительных функций пострадавшего глаза.

7.jpg

Диагностика ангиопатии

Диагностируется ангиопатия при комплексном офтальмологическом осмотре. Основной метод диагностики – различные варианты офтальмоскопии – осмотр глазного дна.

Точки на теле от всд

Что видит врач

Для ангиопатии характерно нарушение просвета кровеносных сосудов или их хода: они могут быть сужены, расширены, извиты, полнокровны и т.д., в зависимости от причины, вызвавшей их изменение. Заболевание, как правило, развивается сразу на обоих глазах. В осложненных ситуациях определяются патологические изменения со стороны сетчатки и/или диска зрительного нерва.

По показаниям проводятся дополнительные методы обследования: компьютерная периметрия, оптическая когерентная томография центральной зоны сетчатки и зрительного нерва, ультразвуковое сканирование внутриглазных структур.

Лечение ангиопатии

Назначаются препараты, улучшающие микроциркуляцию крови в сосудах глазного яблока, а также лекарственные препараты, улучшающие внутриглазной обмен.

В зависимости от вида ангиопатии лечение имеет свои особенности.

8.jpg

При лечении диабетической ангиопатии пациенту показана специальная низкоуглеводная диета, а также умеренные физические нагрузки, способствующие потреблению глюкозы мышцами и улучшающие работу сердечно-сосудистой системы. И, конечно, основной акцент в лечении делается на компенсацию основного заболевания — сахарного диабета.

9.jpg

При лечении гипертонической ангиопатии основное лечение направлено на нормализацию артериального давления, снижению уровня холестерина крови.

Таким образом, в ходе лечения ангиопатии сетчатки главный упор делается на лечение вызвавшего ее заболевания.

Записаться на приём можно на сайте поликлиники или по телефонам +7 495 982-10-10, +7 495 982-10-60

Проведение диагностики

Врачи центра «Самарский» проводят полное обследование пациента для установления реальных причин цервикокраниалгии, используя следующие методики:

• Опрос пациента, выявление характера течения заболевания.
  • Рентген шейной области в нескольких проекциях.
  • Общий биохимический анализ крови.
  • Магниторезонансную и компьютерную томографию.
  • Электромиографию (дополнительные диагностические процедуры).

Только после проведения всех обследований врач может поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение. Самостоятельный прием лекарственных препаратов чреват негативными последствиями из-за возможной непереносимости определенных компонентов.

Как выставляются коды ВСД для детей?

Из-за неопределенной этиологии и нечеткой симптоматики определить детский тип ВСД тяжелее, чем у взрослых. Первопричиной синдрома служат инфекции и соматические нарушения. Чтобы поставить достоверный диагноз и определить код синдрома ВСД по МКБ-10 для ребенка, нужно пройти комплексное обследование у специалистов. Необходимо сделать:

• УЗИ сердца и сосудов;
  • доплерографию;
  • энцефалограмму;
  • ЭКГ;
  • развернутый анализ крови.
Как помочь человеку с всд

На основании исследований врач-невролог делает окончательный вывод и выставляет код ВСД.