Соски, гаджеты и пюре мешают развитию речи ребенка. Интервью с дефектологом
Соски, гаджеты и пюре мешают развитию речи ребенка. Интервью с дефектологом
Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.
Последние 10 лет количество маленьких бобруйчан с дефектами речи практически не меняется, говорит Галина Михайловна. Лишь незначительно увеличивается число сложных нарушений: дефект произношения нескольких звуков, невнятная невыразительная речь, плохая дикция. Причины этого, объясняет врач, можно искать и в плохой экологии, и в том, как у женщины протекали беременность и роды, и даже то, что родители мало общались и разговаривали с малышом.
– Речь – наиболее уязвимая структура, и любой неблагоприятный фактор воздействует на нее, – уточняет дефектолог.
Если ребенок до двух лет не говорит фразами – повод обратиться к дефектологу
Есть нормативные сроки развития детской речи, уточняет врач-дефектолог Галина Валько. Ребенок, который развивается нормально:
- в 10-14 недель – непроизвольно улыбается,
- в 2-3 месяца – с улыбкой реагирует на родное лицо,
- в 4-6 месяцев – улыбается на дружеский тон голоса,
- в 6 месяцев – произносит четыре и больше слогов подряд и постоянно разговаривает сам с собой и другими
- к 9 месяцам – произносит первые слова,
- к 2 годам – у ребенка должна появиться фразовая речь,
- в 3 года – малыш уже разговаривает с помощью простых предложений, постоянно задает вопросы,
- в 5-6 лет – пользуется сложными предложениями, умеет пересказывать, рассказывать, произносит все звуки правильно, различает их на слух и в произношении.
По словам дефектолога, если ребенок в полтора года молчит или изъясняется жестами, или в два года не говорит фразами – паниковать не нужно, но стоит обратиться к врачу.
Если все идет нормально, то развитие речи ребенка в обычной обстановке внезапно прекратиться не может, поясняет врач. Такое может произойти только из-за серьезного заболевания, стресса, черепно-мозговой травмы, или если ребенок попадет в группу к плохо говорящим детям, которым он начнет подражать.
Телевизор, компьютер и планшет разговаривать не научат
Для нормального развития речи малышу важно живое общение, подчеркивает Галина Валько, он должен видеть, как произносится слово, с какими эмоциями:
– Если ребенок еще что-то не понимает, то, глядя на родителей, начинает им подражать.
С рождения с детьми важно разговаривать на нормальном языке, без «сюсюканья» и каких-то забавных слов.
Чтобы закрепить его словарный запас, после того, как выучили цвета, например, попросите ребенка принести предмет конкретного цвета.
Не стоит забывать и о пользе колыбельных. Ребенок слышит голос родителя, рифмованную речь, а это способствует развитию речевого центра. Важны также чтение сказок и пение детских песенок.
Занятие проводит Галина Валько с маленьким пациентом.
Хорошими помощниками в стимулировании речи маленького ребенка станут всевозможные стихи-потешки, игры с движениями, упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика в игровой форме, упражнение на дыхание (дуть на мыльные пузыри, на одуванчики, на теннисный шарик от пинг-понга).
Для развития дикции подходят чистоговорки и скороговорки.
– А вот знакомить ребенка с гаджетами до трех лет не стоит, – дает совет врач-дефектолог.
Кроме гаджетов, к числу вредных привычек, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка, дефектолог относит всевозможные пюре из баночек, перетертую пищу, соски, бутылочки и сосание пальца. И поясняет, почему:
– Жевание пищи развивает артикуляционный аппарат ребенка. Поэтому, как только педиатр разрешит, малышу надо давать твердую пищу. В два года ребенок уже должен жевать зубами, а не глотать перетертую еду. От сосок, бутылочек и привычки сосать пальчик ребенка желательно отучить до года. Если этого не сделать, то в дальнейшем это скажется на его произношении.
Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.
Произношение можно исправить в любом возрасте
Раньше самым проблемным звуком считался «Р». Кстати, неправильное произношение этого звука, а также шипящих «Ж», «Ш», «Ч» и «Щ» может быть из-за короткой уздечки языка. И если ее не получится растянуть с помощью специальных упражнений, уздечку даже придется подрезать у стоматолога. После этого у некоторых детей произношение восстанавливается самостоятельно, а некоторым звук приходится «ставить» дополнительно.
На исправление дефекта у каждого ребенка может уйти разное количество времени.
– Был случай, когда за три занятия пятилетнему мальчику мы смогли поставить сразу два звука – «Л» и «Р», – вспоминает доктор. – Но там был развитый ребенок: в 3,5 года он уже читал.
На скорость исправления дефекта также влияет, насколько сплоченно работают родители и врач.
– К сожалению, многие родители считают, что их задача состоит только в том, чтобы заметить дефект и привести ко мне малыша, – замечает Галина Михайловна. – Но это не так. Успех в исправлении звука на двадцать процентов зависит от работы специалиста и на восемьдесят – от выполнения заданий дома.
Какие книги могут быть помощниками родителям в формировании правильной речи ребенка:
- «Альбом по развития речи», В.С. Володина
- «Альбом по развитию речи для самых маленьких», С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова
- «Большая книга тестов. 3-4 года», С.Е. Гаврина
- «Умные книжки 5-6 лет. Вправо-влево, вверх-вниз», О.Н. Земцова
- серия пособий «Проверяем знания дошкольника».
После постановки и автоматизации звука правильность произношения надо контролировать в течение трех-четырех месяцев, иначе дефект может вернуться.
Чем грозит неправильное произношение звуков
Неправильное произношение, кроме «косметического» дефекта, может отразиться на письме и чтении, т. е., если ребенок, допустим, говорит «лыба» вместо «рыба», то и писать он может так же.
А еще у него могут возникнуть проблемы при поступлении в некоторые высшие учебные заведения (дошкольное образование, силовые структуры и т. п.).
Но не стоит отчаиваться тем, кто в детстве не исправил свое произношение. По словам дефектолога, исправить подобное нарушение возможно в любом возрасте, правда, чем старше, тем больше времени и усилий на это понадобится.
Чтобы избежать искажения, специалист не рекомендует «ставить» звук самостоятельно. Лучше вначале обратиться к специалисту, а потом уже заниматься дома.
Заикание – на всю жизнь
Причина заикания – ослабленная нервная система, поясняет дефектолог. Но несмотря на то, что проблема эта не вылечивается, и бывших заикающихся не существует, этот дефект можно сделать практически незаметным для окружающих, если научиться контролировать свою речь.
– Первое правило для тех, кто заикается – подумать, вдохнуть и говорить, – говорит Галина Валько.
В ТЕМУ. Знаменитости, у которых есть проблемы с произношением:
Горе от ума
По мнению специалистов, заиканием страдают 3–5% детей. И эта цифра из года в год остается практически неизменной. Зато меняются причины, ведущие к заиканию. Еще несколько десятилетий назад главными «виновниками» были испуг и стресс: например, ребенка напугала собака или он перенес тяжелую болезнь. Сегодня к этим причинам добавились новые, продиктованные, казалось бы, самыми благими намерениями родителей, а именно: слишком усердное желание развивать малыша чуть ли не с пеленок.
– Посмотрите, какие у детей сейчас игрушки! – говорит заведующая 8‑м отделением Детской психиатрической больницы № 6 г. Москвы Елена Карнаухова. – Они ярких, раздражающих цветов, гремят, звенят, трещат. Музыкальная азбука на английском и русском. Родители уже с 2–3 лет ведут ребенка в школы раннего развития, учат его иностранным языкам, сажают за компьютер. Какая нервная система выдержит такую нагрузку! Просто горе от ума получается!
Споры "украдкой"
Существуют факторы, которые могут снизить наносимый семейными ссорами урон детскому здоровью.
Исследования показывают, что примерно с двухлетнего возраста — а возможно, и раньше — дети начинают пристально наблюдать за поведением своих родителей.
Они часто замечают назревающий конфликт, даже когда их родители думают, что их дети ничего не слышат и не видят, поскольку ругаются "тихо".
Тут важно то, как дети расшифровывают для себя и понимают причины ссоры и те последствия, к которым она потенциально может привести.
Опираясь на свой прежний опыт, дети размышляют о том, разовьется ли очередная ссора в затяжной конфликт, участниками которого, возможно, будут и они сами, или же это может представлять угрозу для семейной стабильности — что может особенно беспокоить некоторых детей.
Автор фото, Getty Images
Мальчики и девочки по-разному реагируют на семейные конфликты
Также дети могут беспокоиться о том, не ухудшатся ли от этого их собственные отношения с родителями.
Исследования также показывают, что мальчики и девочки могут по-разному реагировать на семейные конфликты: у девочек в результате могут появиться эмоциональные проблемы, а у мальчиков — поведенческие.
Зачастую меры, принимаемые для улучшения эмоционального состояния детей, включают в себя помощь непосредственно самим детям и только опосредованно — воспитательному процессу в семье.
Однако поддержка родителей и их взаимоотношений может оказаться для детей самой необходимой и важной в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной — лучше подготовит их к здоровым отношениям в их личной жизни.
Для нормального долгосрочного развития ребенку очень важно получать поддержку от кого-то из близких: родителей, братьев и сестер, друзей и других взрослых — например, учителей. То, что происходит в семье, может существенно влиять на эти отношения как в лучшую, так и в худшую сторону.
Для родителей ествественно беспокоиться о том, как их споры могут повлиять на детей. Спорить — это нормально, и дети очень хорошо реагируют, когда родители объясняют, в чем была причина разногласий.
На самом деле, дети могут получить важный урок, когда родители благополучно разрешают свою словесную перепалку. Это может научить их лучше управлять собственными эмоциями и отношениями за пределами семьи.
Помочь родителям понять, как их взаимоотношения влияют на развитие их детей, значит создать основу для их крепкого здоровья сегодня и здоровых семей в будущем.
Этот материал подготовлен по заказу Би-би-си при участии профессора Гордона Харольда, ведущего психолога и директора научно-исследовательского и практического центра по усыновлению им. Эндрю и Вирджнии Радд при Университете Сассекса.
Харольд — автор недавно опубликованного комплексного анализа по этой проблеме в журнале по детской психологии и психиатрии The Journal of Child Psychology and Psychiatry.