Mariel-clinic.ru

Клиника Мариель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Соски, гаджеты и пюре мешают развитию речи ребенка. Интервью с дефектологом

Соски, гаджеты и пюре мешают развитию речи ребенка. Интервью с дефектологом

Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.

Последние 10 лет количество маленьких бобруйчан с дефектами речи практически не меняется, говорит Галина Михайловна. Лишь незначительно увеличивается число сложных нарушений: дефект произношения нескольких звуков, невнятная невыразительная речь, плохая дикция. Причины этого, объясняет врач, можно искать и в плохой экологии, и в том, как у женщины протекали беременность и роды, и даже то, что родители мало общались и разговаривали с малышом.

– Речь – наиболее уязвимая структура, и любой неблагоприятный фактор воздействует на нее, – уточняет дефектолог.

Если ребенок до двух лет не говорит фразами – повод обратиться к дефектологу

Есть нормативные сроки развития детской речи, уточняет врач-дефектолог Галина Валько. Ребенок, который развивается нормально:

  • в 10-14 недель – непроизвольно улыбается,
  • в 2-3 месяца – с улыбкой реагирует на родное лицо,
  • в 4-6 месяцев – улыбается на дружеский тон голоса,
  • в 6 месяцев – произносит четыре и больше слогов подряд и постоянно разговаривает сам с собой и другими
  • к 9 месяцам – произносит первые слова,
  • к 2 годам – у ребенка должна появиться фразовая речь,
  • в 3 года – малыш уже разговаривает с помощью простых предложений, постоянно задает вопросы,
  • в 5-6 лет – пользуется сложными предложениями, умеет пересказывать, рассказывать, произносит все звуки правильно, различает их на слух и в произношении.

По словам дефектолога, если ребенок в полтора года молчит или изъясняется жестами, или в два года не говорит фразами – паниковать не нужно, но стоит обратиться к врачу.

Читайте так же:
Заикание лечение новые методы видео

Если все идет нормально, то развитие речи ребенка в обычной обстановке внезапно прекратиться не может, поясняет врач. Такое может произойти только из-за серьезного заболевания, стресса, черепно-мозговой травмы, или если ребенок попадет в группу к плохо говорящим детям, которым он начнет подражать.

Телевизор, компьютер и планшет разговаривать не научат

Для нормального развития речи малышу важно живое общение, подчеркивает Галина Валько, он должен видеть, как произносится слово, с какими эмоциями:

– Если ребенок еще что-то не понимает, то, глядя на родителей, начинает им подражать.

С рождения с детьми важно разговаривать на нормальном языке, без «сюсюканья» и каких-то забавных слов.

Чтобы закрепить его словарный запас, после того, как выучили цвета, например, попросите ребенка принести предмет конкретного цвета.

Не стоит забывать и о пользе колыбельных. Ребенок слышит голос родителя, рифмованную речь, а это способствует развитию речевого центра. Важны также чтение сказок и пение детских песенок.

Занятие проводит Галина Валько с маленьким пациентом.Занятие проводит Галина Валько с маленьким пациентом.

Хорошими помощниками в стимулировании речи маленького ребенка станут всевозможные стихи-потешки, игры с движениями, упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика в игровой форме, упражнение на дыхание (дуть на мыльные пузыри, на одуванчики, на теннисный шарик от пинг-понга).

Для развития дикции подходят чистоговорки и скороговорки.

– А вот знакомить ребенка с гаджетами до трех лет не стоит, – дает совет врач-дефектолог.

Кроме гаджетов, к числу вредных привычек, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка, дефектолог относит всевозможные пюре из баночек, перетертую пищу, соски, бутылочки и сосание пальца. И поясняет, почему:

– Жевание пищи развивает артикуляционный аппарат ребенка. Поэтому, как только педиатр разрешит, малышу надо давать твердую пищу. В два года ребенок уже должен жевать зубами, а не глотать перетертую еду. От сосок, бутылочек и привычки сосать пальчик ребенка желательно отучить до года. Если этого не сделать, то в дальнейшем это скажется на его произношении.

Читайте так же:
Больной с деменцией спит сутки

Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.

Произношение можно исправить в любом возрасте

Раньше самым проблемным звуком считался «Р». Кстати, неправильное произношение этого звука, а также шипящих «Ж», «Ш», «Ч» и «Щ» может быть из-за короткой уздечки языка. И если ее не получится растянуть с помощью специальных упражнений, уздечку даже придется подрезать у стоматолога. После этого у некоторых детей произношение восстанавливается самостоятельно, а некоторым звук приходится «ставить» дополнительно.

На исправление дефекта у каждого ребенка может уйти разное количество времени.

– Был случай, когда за три занятия пятилетнему мальчику мы смогли поставить сразу два звука – «Л» и «Р», – вспоминает доктор. – Но там был развитый ребенок: в 3,5 года он уже читал.

На скорость исправления дефекта также влияет, насколько сплоченно работают родители и врач.

– К сожалению, многие родители считают, что их задача состоит только в том, чтобы заметить дефект и привести ко мне малыша, – замечает Галина Михайловна. – Но это не так. Успех в исправлении звука на двадцать процентов зависит от работы специалиста и на восемьдесят – от выполнения заданий дома.

Какие книги могут быть помощниками родителям в формировании правильной речи ребенка:

  • «Альбом по развития речи», В.С. Володина
  • «Альбом по развитию речи для самых маленьких», С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова
  • «Большая книга тестов. 3-4 года», С.Е. Гаврина
  • «Умные книжки 5-6 лет. Вправо-влево, вверх-вниз», О.Н. Земцова
  • серия пособий «Проверяем знания дошкольника».

После постановки и автоматизации звука правильность произношения надо контролировать в течение трех-четырех месяцев, иначе дефект может вернуться.

Чем грозит неправильное произношение звуков

Неправильное произношение, кроме «косметического» дефекта, может отразиться на письме и чтении, т. е., если ребенок, допустим, говорит «лыба» вместо «рыба», то и писать он может так же.

Читайте так же:
Как не давать спать больному деменцией

А еще у него могут возникнуть проблемы при поступлении в некоторые высшие учебные заведения (дошкольное образование, силовые структуры и т. п.).

Но не стоит отчаиваться тем, кто в детстве не исправил свое произношение. По словам дефектолога, исправить подобное нарушение возможно в любом возрасте, правда, чем старше, тем больше времени и усилий на это понадобится.

Чтобы избежать искажения, специалист не рекомендует «ставить» звук самостоятельно. Лучше вначале обратиться к специалисту, а потом уже заниматься дома.

Заикание – на всю жизнь

Причина заикания – ослабленная нервная система, поясняет дефектолог. Но несмотря на то, что проблема эта не вылечивается, и бывших заикающихся не существует, этот дефект можно сделать практически незаметным для окружающих, если научиться контролировать свою речь.

– Первое правило для тех, кто заикается – подумать, вдохнуть и говорить, – говорит Галина Валько.

В ТЕМУ. Знаменитости, у которых есть проблемы с произношением:

Горе от ума

По мнению специалистов, заиканием страдают 3–5% детей. И эта цифра из года в год остается практически неизменной. Зато меняются причины, ведущие к заиканию. Еще несколько десятилетий назад главными «виновниками» были испуг и стресс: например, ребенка напугала собака или он перенес тяжелую болезнь. Сегодня к этим причинам добавились новые, продиктованные, казалось бы, самыми благими намерениями родителей, а именно: слишком усердное желание развивать малыша чуть ли не с пеленок.

– Посмотрите, какие у детей сейчас игрушки! – говорит заведующая 8‑м отделением Детской психиатрической больницы № 6 г. Москвы Елена Карнаухова. – Они ярких, раздражающих цветов, гремят, звенят, трещат. Музыкальная азбука на английском и русском. Родители уже с 2–3 лет ведут ребенка в школы раннего развития, учат его иностранным языкам, сажают за компьютер. Какая нервная система выдержит такую нагрузку! Просто горе от ума получается!

Читайте так же:
Сказкотерапия как метод коррекции тревожности у дошкольников

Споры "украдкой"

Существуют факторы, которые могут снизить наносимый семейными ссорами урон детскому здоровью.

Исследования показывают, что примерно с двухлетнего возраста — а возможно, и раньше — дети начинают пристально наблюдать за поведением своих родителей.

Они часто замечают назревающий конфликт, даже когда их родители думают, что их дети ничего не слышат и не видят, поскольку ругаются "тихо".

Тут важно то, как дети расшифровывают для себя и понимают причины ссоры и те последствия, к которым она потенциально может привести.

Опираясь на свой прежний опыт, дети размышляют о том, разовьется ли очередная ссора в затяжной конфликт, участниками которого, возможно, будут и они сами, или же это может представлять угрозу для семейной стабильности — что может особенно беспокоить некоторых детей.

Автор фото, Getty Images

Мальчики и девочки по-разному реагируют на семейные конфликты

Также дети могут беспокоиться о том, не ухудшатся ли от этого их собственные отношения с родителями.

Исследования также показывают, что мальчики и девочки могут по-разному реагировать на семейные конфликты: у девочек в результате могут появиться эмоциональные проблемы, а у мальчиков — поведенческие.

Зачастую меры, принимаемые для улучшения эмоционального состояния детей, включают в себя помощь непосредственно самим детям и только опосредованно — воспитательному процессу в семье.

Однако поддержка родителей и их взаимоотношений может оказаться для детей самой необходимой и важной в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной — лучше подготовит их к здоровым отношениям в их личной жизни.

Для нормального долгосрочного развития ребенку очень важно получать поддержку от кого-то из близких: родителей, братьев и сестер, друзей и других взрослых — например, учителей. То, что происходит в семье, может существенно влиять на эти отношения как в лучшую, так и в худшую сторону.

Читайте так же:
Диагностика уровня тревожности р тэммл м дорки в амен

Для родителей ествественно беспокоиться о том, как их споры могут повлиять на детей. Спорить — это нормально, и дети очень хорошо реагируют, когда родители объясняют, в чем была причина разногласий.

На самом деле, дети могут получить важный урок, когда родители благополучно разрешают свою словесную перепалку. Это может научить их лучше управлять собственными эмоциями и отношениями за пределами семьи.

Помочь родителям понять, как их взаимоотношения влияют на развитие их детей, значит создать основу для их крепкого здоровья сегодня и здоровых семей в будущем.

Этот материал подготовлен по заказу Би-би-си при участии профессора Гордона Харольда, ведущего психолога и директора научно-исследовательского и практического центра по усыновлению им. Эндрю и Вирджнии Радд при Университете Сассекса.

Харольд — автор недавно опубликованного комплексного анализа по этой проблеме в журнале по детской психологии и психиатрии The Journal of Child Psychology and Psychiatry.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector